09-01-02


Судьба с итальянским акцентом

"Римские каникулы" продолжаются в Париже

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

До сих пор Даша не может себе объяснить, почему уже в раннем детстве ее очаровывал итальянский язык. Слово "Италия" приводило в трепет. Возможность когда-нибудь побывать там кружила голову. Уж не был ли то намек судьбы? Три года назад, в 22-летнем возрасте, Даша переселилась в Италию и вышла там замуж за "простого военного", чем удивила некоторых челябинских подруг. По их мнению, Дашин папа, высокопоставленный чиновник, в состоянии создать дочери лучшие условия для жизни. Впрочем, родители воспитывали девушку в других традициях. Она не входила в круг пресловутой "золотой молодежи", той, что беззастенчиво использует средства и связи "предков". Даша всего добивалась сама, не выпячивая престижное родство. Поступила в местный университет, потом нашла себе неплохую работу.

Вместе с лучшей подругой Викой они решили: едем в Италию. Долго выбирали маршрут, думали, как сэкономить. И обнаружили, что дешевле всего ехать по программе обучения. Во Флоренции им пять недель предстояло учить язык Рафаэля, Петрарки, Феллини. Ступив на эту землю, Даша почувствовала, будто вернулась домой. Таких ощущений не было ни в одной из тех заграничных поездок, в которых она успела побывать прежде. ("Может, - думала Даша, - я уже жила здесь когда-то в "прежней" жизни?"). Осваивая язык и страну, узнавая местных жителей, она находила много странного. И все же главным чувством было восхищение этой родиной гениев и культурных шедевров.

Занятия на курсах подходили к концу, а в душе Дарьи боролись противоречивые чувства. Она скучала по родителям, дому, друзьям, но возвращаться в серый, холодный Челябинск не хотелось. В эти последние деньки судьба и свела ее с будущим мужем. Случайное уличное знакомство переросло в роман. Сначала Карло ей не очень понравился: полноватый, лысый, в общем, внешне ничем не примечательный и не слишком молодой - в возрасте "за тридцать". Но вскоре она поняла, что перед нею очень серьезный человек, спокойный, вежливый, умный. В общем, не из тех, кто в туристических городах легко знакомится с девушками, чтобы также запросто расстаться с ними после первой встречи. Карло стал назначать Даше свидания, пригласил в ресторан. Она согласилась. И так их потянуло друг к другу, что дни перед расставанием они проводили вместе. Даше нужно было возвращаться в Россию, а Карло - в Рим, где он жил и где состоял на службе в качестве профессионального военного (во Флоренции он был на курсах повышения квалификации).

Карло стал звонить ей каждый день. И пригласил на Новый год. Потом он сделал ей предложение, и тем же летом она перебралась в Рим навсегда, поселившись в новой семье. Карло был старшим сыном Рикардо, тоже военного, и его властной супруги, домохозяйки Ромильды. Брат Франко на семь лет моложе Карло, сестра Розетта всего на год младше Даши, которой, кстати, в минувшем году исполнилось 25 лет. Карло служит в войсках аэронавтики. Кстати, служит исправно, недавно в свои 37 лет получил звание подполковника и, стало быть, новые погоны. Работа военного, как в любой стране, является государственной тайной, так что Даша не слишком много знает о его службе, разве лишь то, что Карло работает в военном аэропорту. Кстати, его положение чуть не помешало регистрации их брака. Карло - офицер войск НАТО, из-за женитьбы на русской у него могли возникнуть проблемы на службе. А гостевая виза, полученная Дашей, заканчивалась через три месяца. Нужно было что-то делать: либо поступить в университет и открыть визу на обучение, либо найти работу, чтобы сделать "рабочую" визу. Три месяца Даша и Карло изо дня в день, как на службу, ходили по всем инстанциям, но тамошние чиновники отфутболивали, и Даша сделала вывод, что итальянский бюрократизм круче российского. Когда до окончания визы оставалось меньше недели, Карло приступом взял какую-то чиновничью "высоту", получив "добро" на экстренное бракосочетание. Оно стало неожиданностью для всех родственников, особенно для Дашиных родителей, которые еще надеялись, что период итальянского "неоромантизма" закончится, и дочка вернется в Челябинск. Свадьба была внезапной и для родни Карло. Когда он позвонил двоюродному брату и сказал: "Ты нужен мне как свидетель", тот спросил: "Ты что, машину кому-то стукнул?" Даша даже свадебное платье не успела приобрести. На регистрацию явилась в белом брючном костюме, сшитом ее мамой, - невеста как невеста! После регистрации, на которой было 13 человек, это событие отметили в ресторане, вот и вся свадьба. Вообще-то в Италии регистрация брака свадьбой не считается. Для этого назначается другой день, когда венчаются в церкви. Но для венчания Даша должна принять католическую веру. А прежде пройти двухлетние курсы при церкви, потом еще специальные курсы накануне венчания. На такие жертвы она пока не решилась. Однако официальный статус замужней женщины был получен.

За несколько лет до этого у Даши назначалась свадьба в Челябинске. Было сшито подвенечное платье невесты, шили новые наряды ее подруги. Вдруг Даша все разрушила, за два дня до регистрации отказав жениху. Судьба вмешалась? По Челябинску она скучает, и сильно. Иногда хочется собрать чемодан и рвануть домой. Не хватает родителей, друзей, традиций: банных дней по воскресеньям, чаепитий с подружками. Не хватает даже: ковров на полу. В итальянских домах полы из кафеля, даже переобуваться не надо, приходя с улицы. Постепенно Даша стала меньше замечать красоты Рима, которые до сердцебиения поражали ее первое время. Теперь в глаза бросаются пробки на дорогах, уличная толкотня, бытовые проблемы. И все же ее удивляет, как местные жители не ценят того, что живут в вечном городе! Ее свекор со свекровью, например, даже не знают, где находится Сикстинская капелла, где Даша была четырежды, они ни разу не были внутри Колизея и по музеям Рима никогда не ходили. Свекровь Даши всех и все контролирует, в доме шагу без ее присмотра не ступить. Зато свекор человек бесхарактерный и слабовольный, а каким еще должен быть муж при такой жене? "Я ничего не знаю", - коронная фраза отца Карло, но сын его обожает, называя лучшим человеком на свете.

В первый Новый год Даша, желая угодить родне мужа, сшила себе нарядное платье, но к праздничному столу ее новые родственники собрались кто в чем был. Они понюхали приготовленные Дашей салаты, а есть их не стали, отдав предпочтение традиционной пасте (как называют в Италии макароны). Однажды она вознамерилась сварить русский борщ, для чего обежала пол-Рима. Свежей свеклы нигде не нашла, пришлось купить вареную. Однако семейство Виллани от непривычного для них борща отказалось. Итальянцы прямолинейны: если что-то не нравится, не стесняются заявить об этом. Одна знакомая Карло и Даши не пьет вина. Попросишь ее за столом передать бутылку, она возмущается: ей, видите ли, неприятно даже прикасаться к сосуду с вином. Бывает, в ожидании гостей хозяйка полдня бьется у плиты, а гость морщится: мол, не ем блюда из яиц или видеть не могу майонез. В детские наивные представления Даши об итальянцах реальность внесла свои коррективы. Она заметила, что итальянские женщины по характеру крикливые, самоуверенные, любят командовать, каждая считает, что именно она знает, как надо жить. Внешне они схожи с грузинками: симпатичны лет до 25, а потом куда что девается! Из-за постоянного пребывания на солнце кожа становится сморщенной, они рано стареют. Среди итальянок трудно найти ласковую, спокойную женщину. Об этом Даше сказал Карло, которому русская жена полюбилась за доброту и понимание. Итальянские мужчины все как один фанаты футбола. Не дай бог во время трансляции матча отвлечь их хоть единым словом! Хотя сами тоже много и шумно говорят, всегда доказывая свою правоту. У итальянцев что ни разговор, то спор. Не поспорили - считай, что впустую поговорили. Даша хохотала, обнаружив, что даже участники массовых телепередач ведут себя так же: говорят все разом, не слушая других.

Работу нашей землячке найти так и не удалось. Одна ее российская знакомая безуспешно занимается этим уже не первый год, и уже вся Италия знает ее как "Наташу, которая ищет работу". Всюду отвечают: "Итальянцам-то работы не хватает, куда лезут иностранцы!" На государственную службу без итальянского гражданства тем более не попасть. Чтобы подтвердить российский диплом о высшем образовании, необходимо сдать кучу экзаменов. Не идти же судомойкой в бар! Хорошо бы открыть собственное дело, но для этого нужны и связи, и определенные способности, и первоначальный капитал. У Даши ничего этого нет. Ее муж зарабатывает столько, чтобы хватало на жизнь. В этом смысле итальянские военные схожи с российскими.

Полтора года назад мысль о работе отпала сама собой: у Даши родился сын Алессандро. Оставлять малыша на попечение взбалмошной свекрови Даша, разумеется, не захотела. Все заботы о малютке взяла на себя. Кстати, по мнению психологов, итальянские дети считаются самыми избалованными и невоспитанными в мире. Даша в этом убедилась сама, наблюдая, как мамаши опекают своих уже зрелых деток. Нигде больше она не видела, чтобы дети, даже взрослые, так капризничали со своими мамочками. Брат Карло еще не женат, о нем заботится мать. Так вот он ест только определенные продукты и в определенное время. Если к 14.45 мамаша не сварит ему 150 граммов спагетти, то он начинает громко ругаться, демонстративно хлопать дверями. Это нормальное явление для любой итальянской семьи. Там и женятся поздно потому, что привыкают жить под маминым крылышком. Даша вовсе не хочет, чтобы ее ребенок вырос таким. Она разговаривает со своим "бамбино" только на родном языке, накупила русских книжек, фильмов, чтобы он как можно меньше набрался от итальянского типа поведения. Когда прошлым летом она приезжала к родителям в гости, то часами носила своего сыночка по челябинским улицам, будто хотела, чтобы он получил какой-то родной уральский иммунитет. Челябинск стал казаться ей лучше, чем до отъезда в Рим. Но теперь ее дом там, где муж и ребенок.

Два месяца назад Карло командировали за границу, и он вместе с Дашей и Алессандро на три года покинул Рим. Такие интернациональные проекты считаются престижными, так как бывают лишь раз за всю карьеру. Посылают самых лучших, к тому же в этот период зарплата военнослужащего увеличивается в четыре раза. Большая удача! Правда, все это время им придется снимать квартиру, но где! Три года они будут жить в Париже самостоятельно, Даша сможет быть настоящей хозяйкой своей маленькой семьи. Ну а как будет дальше, кто знает? Все во власти судьбы. n