09-01-02


"Я выжил, мой труд исчез"

Глава биофизиков мира Александр Чижевский в Челябинске: три месяца свободы, больше года тюрьмы

Поздней осенью 1941 года в Челябинск прибыл эвакуированный из Москвы Малый театр. Вместе с коллективом театра приехал бывший в дружбе с ним Александр Леонидович Чижевский - ученый биофизик, один из пионеров космической биологии, основоположник гелиобиологии, доктор исторических наук, профессор, почетный президент международного конгресса по биофизике и космической биологии, действительный член 18 академий мира и многих научных обществ, почетный профессор ряда университетов Европы, Америки и Азии. Его труды (более 400) издавались в Париже, Тулоне, Стокгольме, Рио-де-Жанейро, Милане, Белграде. Историк и психолог, социолог и медик, художник и музыкант-исполнитель, поэт-философ, Георгиевский кавалер.

В Челябинске Чижевского поселили в двух комнатах коммунальной квартиры дома N 36 по улице Цвиллинга, главным фасадом выходящего на площадь Революции. В этом же доме разместили и артистов Малого театра П.М. Садовского, И.В. Ильинского, В.Н. Пашенную и других, а также писателя Льва Вениаминовича Никулина с семьей, приехавшего также с Малым театром (его жена Татьяна Рогожина была актрисой театра). Их также поселили в двух комнатах коммунальной квартиры. Л.В. Никулин был назначен директором областного книжного издательства.

А.Л. Чижевский по приезде в Челябинск переболел воспалением легких. Выздоровев, приступил к научной работе на дому. С собой он привез все самое ценное: документы, переписку, книги, рукописи, в том числе плод 25-летнего труда - исследования об аэроионах. Не оставлены и семейные реликвии: два георгиевских креста (один его, солдатский, другой - отца, генерала), Евангелие с дарственной надписью патриарха Тихона. Установив связь с областной клинической больницей, стал консультантом в лечении огнестрельных ран, ожогов, язв и других болезней с применением ионотерапии.

По установившейся традиции он и в Челябинске регулярно вел дневниковые записи. Продолжал писать по просьбе Колумбийского университета книгу о своей жизни.

...Одна из вех в жизни Чижевского - встреча с Циолковским. Дом с мезонином. Шагах в ста - Ока. Константин Эдуардович любил совершать прогулки по берегу реки. Стены мастерской увешаны аэропланчиками, дирижаблями. Встретил Циолковский приветливо: "Заходите, молодой человек. Моими работами никто не интересуется. Давайте разговаривать". Так началась их дружба, долгая, верная, на всю жизнь. Александр Леонидович называл К.Э. Циолковского "мой старший друг". Содействовал его научному авторитету и приоритету его научных открытий. Уговорил К.Э. Циолковского написать книгу "Ракета в космическом пространстве", издал ее в 1924 году, написав предисловие к ней. Позже он написал о встрече с Циолковским: "Я столкнулся с каким-то огромным монументальным знанием и необычайной пронизывающей эрудицией". Портрет Циолковского с дарственной надписью до самой смерти стоял на письменном столе Чижевского.

Шел третий год мировой войны. Александр стремился попасть на фронт, и в 1916 году он вольноопределяющим участвовал в боях на Галицийском фронте вместе с отцом в 8-й армии под командованием А.А. Брусилова. Был ранен, контужен. Награжден Георгиевским крестом IV степени. После демобилизации возвратился к научной деятельности, одновременно учась в археологическом институте, который окончил в мае 1917-го. Многогранный научный потенциал применял к различным областям знаний. Прежде всего поэт-Чижевский заинтересовался русской лирикой XVIII века, провел глубокие исследования ее места в мировой поэзии. Затем высказал свой взгляд на воспитание любви к прекрасному, сохранение русского поэтического слова.

Продолжая изучение связи Солнце - биосфера, А.Л. Чижевский занимается всеобщей историей: сперва эволюцией физико-математических наук в древнем мире, затем исследованием периодичности всемирно-исторического процесса не только как историк, но и как социолог. Проанализировав разнокачественные события более чем за тысячелетний период истории европейской цивилизации, установил закономерности общего хода исторического процесса, обнаружив в них "солнечный след". За этот научный труд ему присуждена степень доктора исторических наук. За один 1918 год он окончил Московский коммерческий институт, стал магистром филологии, доктором исторических наук. В 1922 году закончил медицинский и физико-математический факультеты МГУ. Утвержден в звании профессора.

В январе 1919-го Чижевский стал родоначальником науки об аэроионах и создателем оздоровительного аэроионизатора - электроэффлювиальной лампы (люстры Чижевского). Идею о разработке темы подал Циолковский, заботясь о здоровье будущих космонавтов. В доме Чижевского создается лаборатория с подопытными животными (крысами). Средства на ее содержание, проведение опытов изыскиваются от продажи части имущества семьи. Александр встает за мольберт, пишет около ста картин, пейзажей с импрессионистским налетом, которые реализуются на продукты и корм подопытным. А.В. Луначарский выписал охранную грамоту на законную деятельность лаборатории.

Ученым установлен факт противоположного действия аэроионов различной полярности: ионизация отрицательной полярности резко улучшает физическое состояние подопытных, в то время как преобладание положительных зарядов, при дефиците отрицательных, оказывается для них вредным и угнетающим. Выводы изложены в работе "Аэроионы" и представлены А.В. Луначарскому. Узнав об успешном лечении аэроионами, К.Э. Циолковский назвал эту отрасль медицины "электронной медициной".

Об открытии Чижевского стало известно в Европе и США. Из США, Великобритании, Франции поступали предложения о сотрудничестве и даже продаже патента на изобретение аэроионизатора, на что Чижевский отвечал отказом и обратился с официальным письмом в ЦК ВКП(б) о безвозмездной передаче своего изобретения в дар стране, а в 1930 году разработал план ионификации народного хозяйства СССР, одобренный правительством.

Люстра Чижевского помогает страдающим как гипертонией, так и гипотонией: она способствует "выравниванию" давления до нормального. В процессе вдыхания аэроионов регулируются заряды на эритроцитах, чему А.Л. Чижевский посвятил немало опытов.

Не менее важным для человечества является знание наступления солнечной активности. Этой проблеме А.Л. Чижевский посвятил монографию "Эпидемии и электромагнитные пертурбации во внешней среде", в которой доказал, что микроорганизмы обладают чувствительностью к колебаниям солнечной активности, реагируют на солнечные вспышки резким изменением цветности (окраски). Вывод: бактерии могут стать индикатором солнечной активности. В 1940 году А.Л. Чижевский сконструировал первый в мире биотелескоп, необходимый для нужд космонавтики.

На состоявшемся в сентябре 1939-го первом международном конгрессе биофизиков и космобиологов (Нью-Йорк, США) Чижевский заочно (как невыездной) избран почетным президентом. На конгрессе был принят меморандум о его научных трудах. А.Л. Чижевский назван главой биофизиков мира за открытия в различных областях естествознания, имеющих для человечества первостепенное значение и за обоснование космической биологии и аэроионификации. Он был выдвинут на соискание Нобелевской премии, но ее не получил.

Декабрь 1941 года. На фронте идут кровопролитные бои. А.Л. Чижевский следит за сводками Совинформбюро, читает "Челябинский рабочий", очерки, рассказы Л.В. Никулина о трудовых подвигах южноуральцев, обеспечивающих армию необходимым вооружением, о формировании танковой бригады имени Челябинского комсомола. Многие очерки, рассказы он затем объединил в книгу "Урал Южный", изданную в Москве в 1943 г.

Наступающий 1942 год Чижевские встречали вместе с Садовскими, дружили семьями. Беседовали о Москве, скучали о ней. Казалось, ничего не предвещало для Чижевского большой беды. Но беда была, она только затаилась, отступила на время, после того, как А.Л. Чижевский был назван в 1939 году великим биофизиком, главой биофизиков мира.

В начале 1942-го в какой-то беседе о Великой Отечественной войне Чижевский, не задумываясь о последствиях, выразился в положительном плане о немецкой нации, вроде того, что "немцы, в целом, очень культурная нация", что и послужило поводом для его репрессии. 21 января 1942 года Чижевский по доносу необоснованно был арестован. При аресте было конфисковано самое дорогое для Чижевского - труд об аэроионах. Чижевский писал: "Я гордился этой работой и очень любил каждую ее страницу. Так было до 1942 г. Сожалею ли я об этом? И да, и нет. В это время гибли миллионы человеческих жизней. Я выжил, мой труд исчез".

Следствие длится более года. 5 марта 1943-го Чижевский записал: "Холод +5 в камере, ветер дует насквозь, жутко дрогнем, кипятку не дают".

13 марта 1943 года ученый был осужден к лишению свободы на 8 лет "за антисоветскую агитацию". Отбывал в Челябинской тюрьме и многих лагерях.

В условиях тюрьмы, Карлага, ссылки Чижевский ни дня не оставался без умственной работы. И Карлаг его не сломил. В эти годы он, часто с помощью заключенных, разработал новую теорию движения крови, приравненную к открытию кровообращения, завершив исследование электрических свойств крови.

Отбыв срок от звонка до звонка, он в 1958 году возвратился в Москву с женой Ниной Владимировной. Поселились в однокомнатной квартире. Люстра Чижевского заняла свое место под потолком. Ее включали по мере необходимости очищения воздуха от пыли, загрязнения и насыщения аэроионами. А.Л. Чижевский возвратился к аэроионификации. Работал научным консультантом, затем руководил лабораторией аэроионификации и кондиционирования воздуха. Удалось опубликовать две монографии, подготовленные еще в Карлаге: "Структурный анализ движущейся крови" и "Аэроионификация в народном хозяйстве". В 1960 году ВЦСПС принял постановление "О проведении в жизнь исследований А.Л. Чижевского в области ионификации".

Страна вступила в эпоху космонавтики. А.Л. Чижевский хотел участвовать в этом процессе. В марте 1962 года состоялась его беседа с С.П. Королевым. Он изложил свое видение развития космонавтики и сотрудничества с КБ С.П. Королева, о необходимости использования аэроионизаторов для защиты космонавтов и космических кораблей в "Памятной записке С.П. Королеву". Его сотрудничество с КБ С.П. Королева не состоялось.

А.Л. Чижевский был эмоциональным человеком, увлекающейся личностью. Искусство вошло в его жизнь так же органично, как и наука. Он любил и тонко чувствовал музыку. В 20-х годах был профессиональным пианистом, прекрасным исполнителем серьезной музыки. Бывал в поэтическом кафе "Стойло Пегаса". На равных говорил о поэзии с Валерием Брюсовым и Владимиром Маяковским. В 1987 году опубликован сборник из пятисот стихотворений, написанных в 1909-1955 гг., посвященных красоте природы, научным проблемам. Человеку, Солнцу и воздуху. Стихи он писал всегда. За 1943 год, находясь в Челябинской тюрьме и Ивдельлаге, написал около 100 стихотворений, в том числе о дне своего ареста "21 января 1942 г.".

Чижевский признан выдающимся мастером акварели. Создавал декорации, оформлял спектакли.

13 сентября 1962 года дело в отношении А.Л. Чижевского постановлением президиума Челябинского областного суда было производством прекращено за отсутствием состава преступления, и он был реабилитирован.

12 декабря 1964 года Чижевский умер в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище.

Во Франции, в Сорбонне, среди барельефных портретов ученых мира находится барельеф А.Л. Чижевского. В Калуге, на доме, где жил А.Л. Чижевский, установлена мемориальная доска. В филиале Музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского открыта экспозиция "Страницы жизни А.Л. Чижевского". На доме N 36 по улице Цвиллинга в Челябинске в День памяти политзаключенных сталинских лагерей открыта мемориальная доска с текстом: "В этом доме до ареста в 1942 году жил выдающийся ученый, основатель гелиокосмологии мыслитель Александр Леонидович Чижевский. 1897-1964".

В. КОЛПАКОВА, М. ЧУЛКИНА,

краеведы