09-01-04
Заявление министра по атомной энергии Александра Румянцева, сделанное 7 января, вызвало большой интерес. Руководитель отрасли с сожалением подтвердил, что в этом году не будет подписано ни одного нового контракта на поставку в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ). И дело не в том, что наша страна не может его принять на переработку. Может, но конкуренты не дают подзаработать на выгодной сделке, не пуская на рынок. Это заявление было истолковано как угроза остановки мощностей "Маяка", куда ОЯТ поступает на переработку и остекловывание.
- Речь идет о зарубежном топливе, - пояснил корреспонденту "Челябинского рабочего" руководитель центра по связям с общественностью ПО "Маяк" Евгений Рыжков, - наработанном в реакторах, которые проектировались и создавались иностранными фирмами. Мы же перерабатываем только российское топливо с подводных лодок и атомных станций стран Восточной Европы, откуда по предварительной договоренности должны забирать отечественные компоненты топлива. Иное ОЯТ на "Маяк" просто не придет.
Однако свое заявление министр сделал не на пустом месте. Американцы, французы, англичане всеми силами не пускают нас на рынок ядерной переработки. Конкуренция на нем слишком велика. Оно и понятно: переработка способна приносить миллионы долларов, большая часть которых идет на улучшение экологии. Еще не так давно "Маяк" успешно зарабатывал эти миллионы, когда сюда шли эшелоны с ОЯТ с атомных станций бывших соцстран. В прошлом году такой эшелон пришел лишь из болгарского "Козлодуя".
Виктор РИСКИН