09-01-04
Куралай АНАСОВА
Кизильский район
Первый раз Игорь Бородулин появился в магнитогорском корпункте "Челябинского рабочего" чуть меньше года назад и задал нам непростую задачку. Надо было разобраться, почему так воинственно настроены против молодого директора хозяйства некоторые представители районной власти. Казалось бы, конфликт возник на пустом месте. Однако ситуация все более запутывалась и могла обернуться для Игоря уголовным делом.
В стылые январские дни мы отправились в Карабулак. В субботний день в подсобном помещении фермы жались у огня старой буржуйки доярки и скотники. На ферме не было электричества, коров доили вручную. Справедливый гнев людей был направлен против властей всех мастей, тех, кто довел деревню до такого нищенского существования.
- Как жить, когда растут ребятишки, а мы годами копейки не получаем, - жаловалась Светлана Беляева. - Куда ни кинься, просвета не видно.
Зато своего молодого директора карабулакцы защищали в один голос. На вопрос корреспондента: "Вы ему верите?" прозвучал ответ: "А он нас еще ни разу не обманул". Любовь к молодому директору объяснилась просто. Оказывается, он пообещал выплатить людям аванс. Сумма, которую ждали, не превышала 300 рублей. Однако доведенным до отчаяния крестьянам и этих крох было достаточно, чтобы поверить в нового руководителя.
А Бородулин стоял на своем: не может быть бесперспективным хозяйство, которое славилось и кадрами, и отменной плодородной землей. Взвалил на себя нелегкую ношу забот о людях, производстве и начал руководить.
Велосипеда Бородулин изобретать не стал. Создал новое предприятие со звучным названием "Терра". Взял в его уставный фонд многочисленные долги прежнего СПХ "Кизильское" перед своими рабочими. А также миллионные долги перед бюджетом и внебюджетными фондами, перед энергетиками - привычный шлейф хозяйств-аутсайдеров.
К молодому директору недоверчиво присматривались районные власти: шел на заведомый провал, значит, не без умысла делал это. То ли собственность коллективную отхватить хочет, то ли податься восвояси, повесив на хозяйство новые кредиты. Поди потом разыскивай.
По Кизилу ползли тревожные слухи. Многие допытывались, какие такие силы стоят за молодым человеком, почему он такой наглый и бесстрашный. Спасло тогда директора "Терры" коллективное обращение самих карабулакцев, озвученное районному начальству на ставшем судьбоносным сельском сходе. Так случилось, что самого Бородулина на сход не пригласили, провели мероприятие без директора. Ответ карабулакцев был однозначным: мы - с Бородулиным. Об этом мы рассказали в материале "Карабулак: деньги и души" 20 марта 2003 года.
Перед Новым годом корреспондент "Челябинского рабочего" вновь поехал знакомой дорогой. В 7.30 утра Игорь Александрович начал ежедневную планерку со специалистами и руководителями структурных подразделений. А мы отправились на ферму, потом в телятник. Первое, что бросилось в глаза, - чистота и порядок, свет во всех производственных помещениях. Гремели железными цепями и доедали свой завтрак буренки. Рядом хлопотали скотники. Веселая перекличка женских голосов разносилась по всему помещению:
- Света, ты Алсу подоила? Давай прервемся, видишь - гости приехали. Ой, здравствуйте, мы вас сразу узнали.
Навстречу вышла Светлана Беляева в компании других девчат, сетовавших на судьбу в наш прошлый приезд. Просветленные лица, веселые улыбки делали их совсем молодыми. Вспоминая их согбенные фигуры возле буржуйки, отметила про себя перемены и в поведении, и во внешности.
- А буржуйка-то наша так и стоит в подсобке как память о тех днях, когда было совсем плохо, - сказала Ольга Кисекбаева.
- Зато теперь и зарплату наличкой получаем, и корма для своей скотины заготовили, - рассказывала Света. - Тогда, помните, я жаловалась, что старый директор ни клочка сена не выписывал. Раньше, когда денег не видели, так и не интересовались, кто сколько заработал. А теперь на днях даже поспорили. Пошли к директору. Но он нам условия оплаты разъяснил: старается "заинтересовать рублем".
Вновь в конторе мы оказались уже после утренней разнарядки. Из кабинета директора с озабоченным видом выходили руководители подразделений. Оказывается, Игорь Александрович поставил задачу провести новогодний праздник для рабочих "Терры" на главной площади. Надо было за четыре дня привезти елку, построить и залить горку, каждое подразделение еще и скульптуру изо льда должно на площади соорудить. Чудит директор или деньги девать некуда?
- Нельзя без этого, - объяснил Бородулин, - надо, чтобы веселились люди, радовались празднику. Больше всего люблю премии вручать. На уборке за первое место дали цветной телевизор, да и остальных не обидели. Вот и без елки нельзя. Это сейчас говорят, что пустая затея. А придут все. Ждем и главу района Александра Смирнова. Думаю, людям будет приятно, если их сам Смирнов поздравит. Тем более что делить нам больше нечего. От былого непонимания властей и следа не осталось.
Экономические успехи карабулакцев говорят сами за себя.
- За год объемы реализации нашей продукции увеличились вдвое, - прокомментировал ситуацию главный экономист Сапаргали Сарсенбаев. - В 2004-м хотим произвести товарной продукции более чем на 10 миллионов рублей. Планируем увеличить зарплату в полтора раза. В этом году долгов по зарплате у нас нет. С продовольственной корпорацией расплатились - брали кредит на 3 миллиона 241 тысячу рублей, вернули 3 миллиона 402 тысячи рублей.
- На днях мы с директором в Челябинске были, закупили запчастей для сельхозтехники на 400 тысяч рублей, - продолжил тему главный инженер хозяйства Борис Тангин. - Не помню уже, когда такое было. Как в старые добрые времена, сразу после новогодних праздников начнем технику готовить. Чтобы не во время посевной, с колес и как придется, а в плановом порядке, в отапливаемой мастерской.
- Бородулин доказал, что он на своем месте, - подытожил разговор глава сельской администрации Роман Ефанов.
Бородулину суждено быть на виду. Если год назад кизильская общественность горячо обсуждала каждый его шаг, то сейчас люди боятся, что он долго в хозяйстве не задержится, переберется на более высокую должность. Такие, говорят, у нас не задерживаются. Причем тему эту охотно обсуждают и районные чиновники, и домохозяйки Карабулака.
Сам Бородулин эти разговоры не комментирует. Мало ли о чем люди говорят?
- Мне понравилось работать, всем, кто помогал, благодарен. В новом году планируем увеличить посевные площади до четырех тысяч гектаров. Появится возможность - наладим переработку продукции. Взять бы кредит долгосрочный под нормальные проценты, можно было бы многое сделать.
Конкретные дела Игоря Бородулина побороли и людскую зависть, и непонимание властей. Однако ставить в этой истории точку рано. Зная упорство и деловую сметку молодого директора, можно ждать продолжения. n