09-02-2000


Строители пирамиды за решеткой

Смогут ли вкладчики "Русского дома селенга" вернуть свои деньги?

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

Недавно страну облетела сенсационная новость: учредители "Русского дома селенга" и ряда других связанных с ним фирм А. Саломадин и С. Грузин осуждены за мошенничество с конфискацией имущества. Эта весть как бальзам пролилась на исстрадавшиеся сердца обманутых вкладчиков. Но остался вопрос: ускорит ли приговор выплаты людям, некогда поверившим, что "РДС" действительно "желает счастья нам"?

- По сути приговор мало что меняет, - полагает член всероссийского комитета кредиторов "Русского дома селенга" Ольга Шахова. - В минувшие выходные я звонила в Волгоград, чтобы узнать о последних событиях подробнее. Официальных документов у представителей кредиторов на тот момент не было. Но даже если все обстоит так, как сообщалось в средствах массовой информации, Грузин и Саломадин, без сомнения, используют все возможные апелляции и кассации, что не сразу позволит поставить финальную точку. А главная беда - арбитражная и уголовная практика плохо согласуются друг с другом, и это играет на руку пирамидостроителям.

"РДС" давно пуст, имущество оттуда выведено в управляющую компанию "Союз-С", другие фирмы, учредителями которых являются те же Грузин и Саломадин. А оттуда оно перекочевало в третьи структуры. Из них взять собственность для выплат почти невозможно в рамках арбитражного законодательства. Последнее время конкурсный управляющий "РДС" занималась ревизией имущества, которое в теории можно "подтянуть" к вкладчикам. Работа проведена большая. А толку? В Челябинске, например, "РДС" принадлежало двухэтажное здание в районе АМЗ. Прежние хозяева продали его. И у кого сейчас искать вырученное, каким образом передать пострадавшим землякам?

Обвинение волгоградских финансовых "прорабов" в мошенничестве дает право пустить на продажу все, что им принадлежит, то есть разобраться с "Союзом-С" и иже с ним, куда "сливали" купленное на вклады россиян добро. Только надо учесть характерные нюансы. Здания, сооружения, иные "понятные" материальные ценности записаны на юридические лица. Грузину и Саломадину принадлежат не конкретные материальные объекты, а пакеты акций. Их и будут реализовывать. Какие люди купят "кота в мешке" - неизвестно (чего и сколько осталось в этих компаниях - тоже вопрос интересный). Опять же в рамках уголовного права не предусмотрено очередности выплат, соразмерного, пропорционального удовлетворения требований всех кредиторов. Примерно так: кто с исполнительным листом пришел, тому и дали.

Другая проблема связана с ожиданиями регионов, где находится имущество должников. Сегодня на Южном Урале самая крупная ценность, принадлежащая "Союзу-С", - 5-этажное здание в Челябинске по адресу: пр. Победы, 160в. Совсем не факт, что при продаже этой недвижимости деньги распределят именно южноуральским вкладчикам. Средства, по идее, должны поступить в общий, то есть российский "котел". Обратное потребует героических усилий, если вообще возможно.

Скорее всего, поэтому уголовный процесс над обидчиками сотен тысяч людей мало приблизит массовые расчеты с ними, а приговор послужит лишь средством морального утешения, хотя, конечно, надежда умирает последней. Грузину и Саломадину же, прогнозируют сведущие люди, на хлеб с маслом хватит и после отсидки, опять-таки, если им действительно суждено "посидеть по полной программе".

АОЗТ "Русский дом селенга" ("РДС") зарегистрировано в Волгограде в феврале 1992 года. На территории России действовали 73 региональных филиала и 800 агентств в 72 городах. Сфера интересов - привлечение свободных денежных средств населения по договорам селенга. "РДС" задолжал своим вкладчикам 2 трлн. 835 млрд. рублей, пострадали 2,5 млн. человек. В 1993 году деятельность "РДС" признана незаконной. Уголовное дело в отношении президента АО Александра Саломадина и вице-президента Сергея Грузина возбуждено в октябре 1996 года по обвинению в мошенничестве в крупных размерах. Судебный процесс начался в Волгограде в декабре 1998 года. 2 февраля 2000 года суд приговорил их к 9 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В Челябинской области более 80 тысяч вкладчиков "РДС".