09-02-06


Притяжение Русского музея

В Челябинск привезли лучшие полотна крупнейшего музея русского искусства

Февраль - последний месяц работы выставки Государственного Русского музея в залах Челябинского областного музея искусств. История последней четверти века не помнит столь длительного графика работы художественной выставки в нашем городе - почти три с половиной месяца. А поток посетителей продолжает идти на встречу с великолепными произведениями живописи из северной столицы России.

В выставочной программе главного художественного музея области в последнее десятилетие приезжие выставки были не часты. Последнюю по времени мы встречали в 1998 году - из Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева (Москва). Идеальная концепция выставочной деятельности должна сочетать присутствие развернутой постоянной экспозиции основных художественных коллекций из собственного собрания музея и дополняться выставками из фондов, из мастерских художников, а также обменными выставками и выставками из крупных российских музеев.

Сегодня музеи научились выходить из кризисного состояния благодаря продуманной и обоснованной выставочной деятельности. Ясно одно, что решать материальные проблемы жизни музея надо не путем чисто коммерческих акций и выставок, но сочетать высокое и художественное с общеинтересным (что бывает труднее всего).

Вышесказанное объясняет, что выставка русской живописи конца XVIII - начала XX века из собрания крупнейшего в России музея русского искусства как раз и представляет такой желанный во всех отношениях выставочный проект.

Выставка расположилась в четырех залах музея искусств, аванзал музея также задействован как информационная зона, где, кстати, среди прочего находится объект - громадный под потолок деревянный вал, на который накатана была знаменитая картина В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы" размером почти пять на четыре метра. Уже этот объект задает в восприятии зрителя масштаб выставки из Русского музея - привезли не абы что из запасников, а грандиозные вещи, и из лучших.

Архитектурное пространство интерьера нашего дома - конструктивный рациональный модерн, где, кстати, на первом этаже в последние десятилетия расположилась экспозиция русского искусства из собрания Челябинской картинной галереи. Своими масштабами, высотой и торжественностью оно оказалось как нельзя более соответствующим прекрасным живописным полотнам. Ряд произведений, привезенных из Государственного Русского музея, относится к числу хрестоматийных - кроме названного Сурикова с его грандиозной картиной и портретами, это и произведения Ф. Алексеева, А. Венецианова, И. Репина, Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Крамского, В. Верещагина, Б. Кустодиева, Ф. Малявина, А. Куинджи, К. Коровина: Созвездие имен, чудные оригиналы, которые в первом этаже, обычно затемненном в зимний сезон, хорошо освещены благодаря установке светильников яркого холодного галогенового света.

Остается сожалеть, что музейное пространство так мало, что пришлось для выставки Русского музея снять все наши экспозиции. Жаль еще и потому, что в первый год работы галереи весной 1941 года по решению министерства культуры сотрудники Государственного Русского музея и председатель Челябинского Союза художников А.П. Сабуров отобрали для молодого музея коллекцию русской живописи и графики. Это 106 произведений, начиная с парсуны "Князь Александр Невский" начала XVIII века и заканчивая началом ХХ века - живописью Н. Фешина и В. Пестель (кстати, оба произведения побывали на больших международных выставках, а полотно Веры Пестель и сейчас находится в Брюсселе во Дворце искусств на большой выставке "Авангард: до и после").

(Окончание на 5-й стр.)