09-02-06


Притяжение Русского музея

(Окончание. Начало на 3-й стр.)

С тех пор изменившаяся по составу коллекция русской живописи, частично утраченная в годы Великой Отечественной войны при ликвидации картинной галереи, значительно дополненная в последующее время, постоянно представительствует как постоянная экспозиция за весь музей. И как хотелось встречи этих двух экспозиций - челябинской и петербургской, происходящих из одного материнского лона - Русского музея. Но ведь и пути русского искусства, начиная с эпохи Петра, во многом определялись оттуда, с берегов Невы, особенно со времени основания Российской Академии художеств, 250-летие которой мы будем отмечать в будущем году, но и более древними традициями Москвы, московской художественной школы, которая со времен средневековья является общерусской. Поэтому, останавливаясь у пейзажей И. Шишкина, А. Куинджи, К. Богаевского, портретов кисти И. Крамского, К. Маковского, Н. Ярошенко, Б. Кустодиева и Ф. Малявина, произведений В. Перова, С. Виноградова, А. Архипова, З. Серебряковой, мы обращаемся во время экскурсий к памяти наших зрителей. А те, кто пришел впервые, узнают, что и мы "не лыком шиты", что провинциальность местонахождения нашего музея не совпадает с его отнюдь не безликой, хоть и не очень большой коллекцией русской классической живописи.

Что стало открытием на выставке Государственного Русского музея? У каждого зрителя оно свое. Для умного и любящего глаза ничто не ускользнет. Будет заметно, что, определяя состав выставки, сотрудники Русского музея думали о многом, в том числе и о том, чтобы показать произведения художников, связанных с Уралом своим творчеством или рождением. Поэтому, наверное, представлены в экспозиции В.Г. Перов, уроженец Тобольска, А.И. Корзухин - из заводских крестьян Уктусского завода, М.В. Нестеров, родом из Уфы, Ф.А. Малявин из деревни Казанка Оренбургской губернии.

В экспозиции - произведения художников, определивших пути русской живописи в различные ее периоды. Сентиментализм и начало романтизма - Боровиковский и Венецианов. Расцвет передвижнического реализма - Репин и его школа, Крамской, В. Маковский и В. Мешков. Историческая живопись - Верещагин и Суриков. Душа русского пейзажа - Васильев, Саврасов, Шишкин. Импрессионизм и символизм в творчестве Коровина, Грабаря, Куинджи и его школы, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Головина, Сомова и Нестерова. Монументальная эпика большого стиля в творчестве З. Серебряковой. Великий прорыв мастеров русского классического авангарда - на выставке в лице двух его представителей: Павла Филонова, провозгласившего "перенос центра тяжести искусства в Россию", и Казимира Малевича, увидевшего начало обновления жизни через художественную форму.

Понятно, что недостаточно представленное в челябинском музее отечественное искусство начала ХХ века - высочайшая точка в его истории, на выставке Русского музея дает совершенное упоение. Знакомые и незнакомые произведения в его трепетной ткани подлинности - вновь и вновь захватывает дух от встречи с ними. Смотреть их интересно всем - и знатокам, и дилетантам. Каждая работа - мир особый, отталкиваясь от которого, идешь к художнику, к его творчеству и судьбе, к его времени, к его смыслам и бытию. И встает совершенно грандиозная картина, когда горизонты сменяют друг друга, и все это вырастает в зримый внутреннему взору мир России, ее земли, ее народа, судеб, культуры и искусства. И что особенно важно - самовитость России не замкнута на себе. На выставке мы видим произведения, создававшиеся в Италии и Франции, в контакте с немецким искусством. Русские художники вступали в непосредственный контакт с европейским искусством, учась и наполняясь восхищением, удивлением, удивляя в свою очередь своим искусством Европу. Вот почему, глядя на полотна знаменитых русских живописцев, мы вспоминаем, что был в искусстве русский Париж, русский Мюнхен, русские Рим, Флоренция, Венеция:

Вот нам всем и явлена очевидно функция и миссия Государственного Русского музея с его программой "Россия", дотягивающейся до глубинных территорий страны с целью воскрешения единых связей, духовного заряда, единения России через ее искусство и культуру. Присутствие Русского музея на уральском меридиане - напоминание тем, кто забыл или не понял, для чего существуют музеи художественные, какой это мощный генератор памяти, духа и гуманизма, действие которого из-за недооценки роли музеев в обществе пытаются ограничить, ослабить и замкнуть на малом пространстве, на котором почти невозможным становится исполнить предназначение музея. Вырастают целые поколения, которые не узнали в школьные годы, по какому адресу нужно открыть двери, чтобы увидеть чудо человеческого творения - произведения искусства. Музей универсален, у него много функций, в том числе и преодоление антигуманных тенденций в обществе, где научатся ценить творчество, искусство и ценность человеческой личности.

Выставка Русского музея всколыхнула население всей Челябинской области. Идут и едут из городов и районов дети и взрослые. Хочется верить, что это паломничество в русское искусство продолжится после окончания выставки уже к произведениям из собрания Челябинского музея искусств. Ведь и в нашей коллекции есть великолепие Айвазовского и Монье, маэстрия Левицкого, Шишкина, Левитана, основательное мастерство Тропинина и Перова, элегичность Жуковского, колористическая сочность Петровичева и Туржанского и еще многое-многое:

А вариант соединения в одной экспозиции живописи из Государственного Русского музея и Челябинского музея искусств осуществился - в Зале искусств Южно-Уральского университета. Великолепный завораживающий пейзаж Аполлинария Васнецова "Горное озеро на Урале", большого формата, царит в пространстве зала. Сияние света небес и отражение его в таинственных водах, притихшая загадочность густых лесов на склонах, едва обжитых человеком, - все создает образ одухотворенной природы, пронизанной токами скрытой для внешнего взгляда жизни. Рядом с этим произведением из ГРМ еще пять картин из собрания Челябинского музея искусств. Фольклорная тема в творчестве старшего брата А. Васнецова - Виктора Михайловича ("Царевна Несмеяна"), евангельская - "Нагорная проповедь" В.Д. Поленова. Пейзажи ученика Поленова и Левитана в Московском училище живописи С.Ю. Жуковского "Апрельский вечер" и старшего передвижника, руководителя пейзажного класса в Академии художеств М.К. Клодта "Сигулда", наконец, жанрово-пленэрная работа рубежа XIX-XX вв. К. Лебедева "Проводы". И то, что эта выставка расположилась в сердце студенческой жизни города, в одном из крупнейших вузов страны, обозначая критерии высокого и подлинного в нашем меняющемся мире именно в этой ультрасовременной среде, - это также глубоко важно и символично. Рядом с открывшимся филиалом Русского музея - виртуальным музеем на выставке представлены картины старых русских мастеров классической эпохи, и этот факт воспитывает глаз, сознание, чувство, умение анализировать, различать сущности и ценности.

В период подготовки и работы выставки необходимо было обратиться к различным материалам, в том числе и к текстам К. Малевича, прозревавшего истину не только своего времени, но и отдаленного будущего, в котором мы живем сегодня:

"Наша современность должна понять, что не жизнь будет содержанием искусства, а искусство должно стать содержанием жизни, т.к. только при этом условии жизнь может быть прекрасна. В процессе всего развития человеческой жизни мы можем отметить, что самым лучшим памятником какой-либо эпохе все же является искусство. Всякая другая форма жизни представляет собой зло или сгусток крови. Ни одному инженеру, ни одному вождю, экономисту, политику не удалось достичь в своей области постоянного прекрасного формирующего элемента, какого достиг художник. Итак, все созданное искусством остается навеки, и его не могут изменить ни время, ни новые формы социальных отношений. Освобожденное в музеях от утилитарных функций, искусство живет и имеет неразрывную связь с людьми во все времена их существования".

Галина ТРИФОНОВА, искусствовед