09-02-06


Возможная встреча

III всероссийская творческая мастерская "Молодая режиссура и профессиональный театр" в Екатеринбурге

Театр - это вампир, он постоянно нуждается в свежей крови. Последние года четыре за "свежей кровью" - молодыми и новыми режиссерами - принято ездить в Екатеринбург, где с 2002-го на базе театра юных зрителей проходит всероссийская творческая мастерская "Молодая режиссура и профессиональный театр". Каждые два года, так что завершившаяся на днях была уже третьей по счету.

Мастерскую придумали Вячеслав Кокорин (главный режиссер Екатеринбургского ТЮЗа и известный театральный педагог) и Олег Лоевский (директор фестиваля "Реальный театр" и один из главных театральных креативщиков России). Идея проста, как все настоящее: собрать в одно время и в одном месте студентов режиссерских курсов двух ведущих театральных вузов России (столичного ГИТИСа-РАТИ и петербургского ЛГИТМИКа-СПбГАТИ), дать им площадки для репетиций и игры, артистов, костюмы, реквизит и предложить в считанные дни поставить и представить на суд публики законченный сценический отрывок. Публика собирается сугубо профессиональная: главные режиссеры, директора, завлиты театров. Те, кто может сделать молодому таланту предложение, от которого не отказываются: осуществить постановку на профессиональной сцене. Через две первые мастерские прошли девятнадцать будущих режиссеров с курсов Марка Захарова, Камы Гинкаса, Сергея Женовача, Григория Козлова, Геннадия Тростянецкого. Не меньше половины из них потом поехали по театрам страны (гинкасовец Максим Кальсин доехал до Магнитогорской драмы, где поставил очень интересный спектакль "Полковник Птица"), выпустили любопытные спектакли и вполне успешно входят в профессию.

А мастерская собралась в третий раз: одиннадцать студентов ГИТИСа из мастерских О. Кудряшова, С. Голомазова, С. Арцыбашева и В. Гаркалина плюс единственный петербуржец Олег Еремин из мастерской В. Фильштинского (для показа он взял отрывок из пушкинских "Цыган" и добавил в эту трагедию страстей заразительной театральной лихорадки: смешались в кучу гитары, скрипка, граненые стаканы, цветастая юбка Земфиры и черный платок старого цыгана - в этой роли был ведущий актер Екатеринбургского ТЮЗа Владимир Кабалин). За три дня прошло двенадцать показов. Очень разных, ведь и ребята очень разные, даже если и учатся у одного мастера. Разная география и биография: Нияз Гаджиев родился в ауле Хучни Республики Дагестан (он показывал отрывок из "Кровавой свадьбы" Федерико Гарсиа Лорки, где были и скрытая, но бешеная страсть, и некнижное знание о кровной мести), Андрей Неделькин в городе Свободный Амурской области (обаятельная фантазия на темы гоголевского "Носа"), а Чой Ю Ри вообще в Южной Корее (эта юная кореянка так поставила отрывок из чеховского "Предложения" с замечательным дуэтом Валерия Смирнова и Марии Буровой, что может считаться правнучкой Станиславского: у ее героев читались и биография, и характеры, и история взаимоотношений, все было по-настоящему, психологически точно и ярко театрально). Как всегда, были потомки известных театральных фамилий: самый юный участник мастерской восемнадцатилетний Арсений Эпельбаум (его родители - создатели знаменитого театра "Тень") показал нечто изящное, как бабочка: в его интерпретации сцены "Перевод" из пьесы А. Слаповского "От красной крысы до зеленой звезды" были магия оперных арий, теневого театра, много любви, а еще больше грусти. А Никита Гриншпун (сын известного провинциального режиссера) из шекспировской "Комедии ошибок" устроил парад аттракционов, в который включился весь зрительный зал (и даже собака режиссера Кокорина).

Мастерская вновь подтвердила, что у современной молодой режиссуры в значительной мере женское лицо. Очень обаятельное и милое: двадцатилетняя Полина Стружкова так поставила отрывок из "Дяди Вани", что получился именно женский Чехов, две героини (Елена Андреевна и Соня), обычно оттесняемые в тень героями-мужчинами, здесь вышли на первый план и в полный голос, глубоко, тонко, красиво, страстно говорили о своем, о девичьем (в роли Елены Андреевны была первая актриса екатеринбургской сцены Светлана Замараева, Соню сыграла юная и очень незаурядная Елена Стражникова). Это было театральное кружево, а вот шекспировская "Буря" в интерпретации Вероники Родионовой - настоящий живой огонь, настоящее шампанское и упоение самим воздухом театра, всеми тайнами театральной машинерии. К тому же Просперо в этой "Буре" играл народный артист России Владимир Нестеров.

Вообще екатеринбургские актеры (прежде всего актеры ТЮЗа, а там замечательная труппа) в показах мастерской участвуют охотно и практически бескорыстно, из актерского азарта. А поскольку среди них немало высоких профессионалов, эта репетиционная неделя для будущих режиссеров ценна не меньше нескольких вузовских семестров. Думаю, что и Андрей Малашкин (он показывал отрывок из "Старшего сына" А. Вампилова), и Александр Баринов ("Суровое испытание" А. Миллера), и Тимофей Кулябин ("Маскарад" М. Лермонтова), и Юрий Алесин ("Стеклянный зверинец" Т. Уильямса) в полной мере оценили это.

А руководители челябинских театров (на мастерской номер три были замечены представители академической драмы имени Н.Ю. Орлова, Камерного и "Манекена") оценили потенциал юных режиссеров. Замечу, что с приглашениями имеет смысл поспешить, в зрительных залах мастерской номер три было не-обычайно многолюдно, кроме российских театров своих представителей прислали русские драматические театры Литвы, Латвии и Эстонии (а среди организаторов наряду с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Советом по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (совет выделил специальный грант), министерством культуры Свердловской области, управлением культуры Екатеринбурга и Екатеринбургским ТЮЗом был и Центр поддержки русского театра Союза театральных деятелей России). Все понимали, что за этими юными дебютантами - будущее, и вглядывались в него со всем достойным того вниманием.

Владимир СПЕШКОВ Екатеринбург-Челябинск