09-02-06


Праздник жизни

В Выставочном зале Союза художников открылась первая персональная выставка челябинского графика и живописца Владимира Витлифа

Владимир Витлиф известен прежде всего как книжный график. Среди экспонатов выставки зрители неожиданно узнавали книги, знакомые им с детских лет, и роскошные альбомы, отмеченные дипломами, победами в конкурсах. Художник 10 лет сотрудничал с Южно-Уральским книжным издательством, занимался оформлением художественной и учебной литературы, альбомов.

Последние его работы - энциклопедический сборник "Игры" (диплом всероссийского конкурса "Искусство книги", 1996), фотоальбомы "Челябинск", "Ландшафты Южного Урала", "Челябинская область", "Челябинск-2000" (диплом Союза дизайнеров России), "Челябинская область в фотографиях. 1900-1920 гг.". Книжная графика (а точнее, дизайн книги) приучила к четкости и выверенности композиции, лаконизму и выразительности. Тема задает общий принцип, ему подчиняются все "мелочи" - шрифты, иллюстрации, заголовки, композиции страниц и разворотов. Особенно сказалось это при оформлении фотоальбомов, где важен не столько текст, сколько зрительный ряд. Сейчас больше возможностей в такого рода работе благодаря компьютеру, но, как заметил художник, "компьютер без головы ценности не имеет".

В последнее время Владимир Витлиф отошел от оформления книг и от графики вообще и больше занимается живописью. В ней Владимир Губертович нашел больше независимости от конкретного заказа, больше способов самовыражения, меньше рутинной работы, отнимающей время. Тем не менее в его живописи сказывается та дисциплина выразительных средств, к которой приучила книжная графика.

Живопись позволила выплеснуть эмоции, раскрыть себя с новой стороны. В зале представлены пейзажи, портреты и жанровые работы. Интересны два цикла этюдов - быстрых живописных зарисовок непосредственно с натуры. Один из них - результат поездок на пленэр в Суздаль. Во всех композициях три составляющие - земля, небо, архитектура. Лаконичность и точность композиции, насыщенный цвет, подчеркнутый контраст света и тени делают работы очень цельными. Серия уральских этюдов разных лет - в основном с озера Аргази. Они более эмоциональны, неожиданны по цветовым сочетаниям. Здесь интересны именно преходящие состояния, эффекты освещения, внезапная яркость красок среди пасмурных дней ("Иван-чай", "Береза"). Поэтому появляются моменты импрессионизма. Именно в этой серии видно, какую роль играет в пейзаже небо. Сила света в этюдах "Уральской серии" задает эмоциональный строй каждого листа. И живопись неба порой интереснее, чем земли: теплые и холодные оттенки в неожиданных просветах, архитектура облаков, глубина пространства: Этюды эти самодостаточны, им нет необходимости превращаться в картины. Главное - впечатление - высказано. В суздальской серии - это впечатление монументальной цельности пейзажа и архитектуры, во второй, уральской, больше непосредственности, яркости момента.

Большие живописные работы, показанные на выставке, не объединены официально в какой-либо цикл. Но их связывает общий настрой. Здесь тоже эмоция, но совсем иная, чем в этюдах. Натура здесь - не источник чувства, а некая декорация для него. Подчеркнута изысканность цветовых сочетаний: золото и лазурь, розовый и зеленый: Здесь чудится некая игра. Холсты красивы, но красота эта на грани иронии. Мечта о легкости, празднично-красивой безмятежной жизни очень ранима и защищает себя - улыбкой. Эмоциональную напряженность работам придает отсутствие человека и незримое присутствие его где-то рядом. Воображение зрителя может дорисовывать различные ситуации, которые подсказывают "оставленные" художником предметы: букет цветов, кресло на пустынном берегу, незанятый столик в кафе: Эти недоговоренности и создают поэтическую атмосферу.

Кажется, во всех разделах выставки художник проявляет себя по-разному. Постоянным остается стремление к эстетическому совершенству - во внешнем виде книги, в композиции и колорите холста, даже в небольшом этюде. Это дизайн в хорошем смысле слова. И так же постоянно в работах Владимира Витлифа звучит романтическая нотка - индивидуальная черта, которая и придает его творчеству очарование неповторимости.

Марья АНИКИНА