09-04-97
I
Кто не видел в лесу "присосавшиеся" к стволам деревьев грибы-трутовики? Само название как бы предопределило их бесполезность. Они несъедобны. Знахари и травники ими мало интересуются. Резчики по дереву предпочитают кап - тоже нарост на стволах, но больших размеров.
А вот юные воспитанники Травниковского центра декоративно-прикладного искусства, которым руководит Светлана Закиевна Гаврикова, не брезгуют и грибами-трутовиками, задумывая красивые вещицы из природного материала. Но чаще используют их как элементы деревянных панно. Следуя нехитрому замыслу, раскрашивают заготовки в неожиданные цвета и приклеивают к ствольному срезу-кругляшу. Увидел такие необычные панно на стене одного из залов областного центра народного творчества, на выставке изделий мастеров Чебаркульского района, и поразился: какие причудливые композиции, веселые тона, сколько наивной веры в чудеса, в деревенские были-небыли, подсказывающие ребятам образы и мотивы деревянных "картинок".
Там, где гриб-трутовик чем-то не устраивал пылкое детское воображение или не оказывался под рукой, в качестве изобразительного материала использовалась тесто, рыбьи жабры и чешуя. Этот чарующий примитивизм в выборе средств и способов творческого "колдовства" ребят своего апогея достигает в работах руководителя. Светлана Закиевна с помощью красок и кисти "одевает" пустые бутылки разной формы в наряды купчих и крестьянок прошлого века, национальные костюмы, создавая свою, травниковскую, матрешку. Глаз, ей-Богу, не оторвешь. Профессионализм художницы настолько очевиден, что не удивился, узнав, что она окончила специальное училище по хохломской росписи и затем работала в нем мастером производственного обучения.
Пленительный мир деревенских сказок, легенд, духовных исканий жителей села воссоздает в своих работах и зрелый мастер из Травников, резчик по дереву и художник Юрий Петрович Мальшаков. То он вырезает обнаженную женскую фигуру, слившуюся с цветами, листьями, природой, то мистически притягательную и непостижимую Богородицу с младенцем подле охранительного креста. Ностальгически сильное и горячее обращение художника к христианской вере, явственно выразившееся в резьбе и росписи по дереву на библейские темы, не мешает его увлечению языческими образами - не без симпатии сделаны маски древнерусской богини Лады, Лешего. В этом и видится мне ценность самостоятельного творчества - в сочетании, казалось бы, несочетаемого, в непосредственном и честном отображении стихии народных чаяний, в глубину которых Юрию Петровичу, думается мне, удалось проникнуть и умом, и сердцем.
Экспозиция двух залов почти полностью составлена из работ травниковцев, чем и объясняется тот факт, что на открытии выставки провели презентацию Травниковского центра декоративного-прикладного искусства, знаменующего собой, судя по всему, не рядовое явление в культурной жизни района. Потому был смысл отправиться в Травники.
II
С главой сельской администрации Александром Николаевичем Тонких (бывший учитель и школьный организатор печется о культурном уровне односельчан не меньше, чем об их социальном благополучии) принимаем приглашение работников центра к чаепитию. С удовольствием пью горячий чай с облепиховым вареньем - он стирает воспоминание о жуткой метели на дороге, приведшей меня с тракта в село. Но куда большее тепло ощущаю от слов и одухотворенных лиц хозяев, от интерьера помещения, любовно украшенного ими. Стены, шкафы, гардины, люстры как бы впитали и теперь излучают тепло рук. В интерьере сквозит та же неуемная творческая фантазия, что и в вывешенных и расставленных повсюду работах воспитанников двух кружков, занимающихся в этой комнате - "Народные узоры" и "Рукоделие". Потчующая нас чаем Светлана Закиевна рассказывает, что своих подопечных из первого кружка обучает росписи по дереву, стеклу, металлу, пластику, изготовлению сувениров из природного материала. А ее коллега Ирина Николаевна Ерастова "натаскивает" юных рукодельниц в вышивке, кройке и шитье, лепке из теста, художественном плавлении шелка, искусстве аппликации.
В еще одной комнате, занимаемой центром декоративно-прикладного искусства в здании бывшей конторы ТОО "Чебаркульское", стоят станки по деревообработке. В кружке "Умелые руки" мальчишки занимаются выпиливанием, выжиганием, столярной, токарной и художественной обработкой древесины.
Принадлежит центру и студия "МИР" (мастерская искусств и ремесел), помещение для которой предоставила в своем здании сельская администрация. Руководитель Нина Ивановна Голубятникова обучает ребят традиционным ремеслам Травников - лепке из глины, лозоплетению, вышивке.
Труд педагогов центра, в большинстве имеющих высшее художественное образование, дает завидные плоды: работы их воспитанников радуют глаза и сердце посетителей выставок районного масштаба. Творческому взлету юных умельцев во многом способствует то, что художественные таланты в Травниках почитают и передают по наследству, взращивают и лелеют не только в кружках, но и в семьях. Семейное творчество тут в большом уважении - будь то хоровое пение, игра на гармони или роспись по дереву, лепка. В местном Доме культуры проводятся праздники семейной самодеятельности и выставки работ разновозрастных мастеров из одной или нескольких семей. К слову, фотостенды на стенах ДК, впечатляюще разрисованных Гавриковой, дают достаточное представление о самобытных массовых мероприятиях и семейном творчестве травниковцев.
III
Одним из участников задушевного разговора за чаепитием в центре декоративно-прикладного искусства был Юрий Петрович Мальшаков. Одно его присутствие раскрепощает и смягчает душу, хотя и говорит он мало, в особенности о себе. И все же был момент, когда он немного приоткрыл свой внутренний мир.
- Писал я деревенский пейзаж, - поведал художник, - но вместо клуба нарисовал церковь, которая здесь стояла до революции и была разрушена в советское время. Включать ее в пейзаж не планировал. Произошло это как-то само собой. Во время работы вдруг подумал: Божьего участия недостает в помыслах и делах многих травниковцев...
Еще раньше пытался Юрий Петрович приложить руку к восстановлению православных традиций Травников - взялся повторить в дереве бронзовую фигуру Георгия Победоносца, некогда стоявшую на памятнике погибшим в первую мировую травниковским казакам. Но вышел конфликт с руководством строительной организации, по договору с которой он работал. Мастера выдворили с предприятия, а на каменный постамент с рельефом креста и фамилиями казаков водрузили... маленькую чугунную статуэтку каслинского литья. Совсем не смотрится она на величественной глыбе. А самое обидное - не оправдались надежды пожилых жителей, в том числе казаков, на то, что село вновь обретет своего святого.
Впрочем, творчество замечательного мастера и богоискателя Мальшакова, чьих рук и письма иконы старушки возят далече освящать, подвигло местных поборников духовности чаще заявлять о себе, настаивать на постройке храма. Сплачивающие травниковцев нетленные ценности приумножаются благодаря во многом и искусству знатных рукодельниц Зои Павловны Злобиной, Галины Павловны Орловой, Нины Дмитриевны Герасимовой, Татьяны Ивановны Кузнецовой, Зои Алексеевны Винокуровой, Галины Николаевны Лукьяновой, Айгуль Мухаметовны Баймуратовой, унаследовавших не только мастерство, но и духовные устремления предков. Их работы по достоинству оценены организаторам и посетителями выставки в Челябинске. Не будь в селе по большому счету здоровой нравственной атмосферы, не было бы, наверное, здесь такого массового участия жителей в народных гуляньях, обрядах и церковных праздниках, такого интереса к фольклору, не славился бы в районе и за его пределами народный казачий хор под руководством Надежды Владимировны Зворыгиной, не получило бы поддержку семейное самодеятельное творчество, не возникли бы, наконец, центр декоративно-прикладного искусства и женский клуб при нем, приобщающие к традиционным ремеслам детей и взрослых.
Словом, богатое культурное наследие села, возрождающиеся традиции, творческие потенции и духовные запросы жителей создали благодатную почву для поворота к лучшему в жизни и труде травниковцев. Важно поспешить с привнесением добрых семян, заботливом взращиванием...
IV
Между тем у сельской администрации нет возможностей отремонтировать Дом культуры, отопительная система которого давно дышит на ладан, добавить помещений и ставок центру декоративно-прикладного искусства, вынашивающему большие планы, но не имеющему денег даже на приобретение мебели, инструментов, материалов.
- У нас в Травниках открыли районный детский дом, - рассказала С. Гаврикова. - Ребятишки из него, запущенные во всех отношениях родителями, потянулись было в наш центр, как растения к солнечному свету, но немногих мы могли принять по причине скудости материально-технического оснащения. Все, что есть у нас, либо принесено из дома сотрудниками (методическая литература, наглядные пособия, инструменты), либо найдено на свалке (столы и стулья отреставрировали совместно с ребятами; бытовые и производственные отходы, используемые в качестве материалов), либо изготовлено нашими руками. Сами сделали ремонт помещений.
- Когда на презентации нашего центра в Челябинске, - продолжает Светлана Закиевна, - у меня спросили: "Кто ваши спонсоры?", я ответила: "Свалки". Кроме сельской администрации, бывшего совхоза и районного отдела культуры до нас никому дела нет, а у наших радетелей казна пуста. Будь у центра состоятельные спонсоры, можно было бы предложить работу в нем талантливым сельским мастерам, высказывавшим желание обучать молодых своему искусству.
...Накануне Рождества С. Гавриковой приснился сон: центр переехал в красивое просторное здание с подобающим оборудованием, где можно будет наблюдать прекрасные всходы на ниве возрождения народных ремесел и промыслов.
V
Под откос пущена практически вся сфера культуры района. Об этом сказали мне в соответствующем отделе районной администрации.
- Два года назад, - "поплакалась" журналисту методист Марина Валерьевна Конева, - Чебаркульский район отличился, выполняя постановление областного начальства об упорядочении финансирования учреждений культуры: сократил 75 процентов ставок руководителей кружков и коллективов. Даже заведующих клубов перевели на ставочные "половинки". Хорошо, что до этой "реформы" успели открыть в Травниках центр декоративно-прикладного искусства, собрав штатные вакансии со всего района. С тех пор такие статьи расходов, как "развитие" и "приобретение" практически повисли в финансовом вакууме. Правда, для реализации разработанной нами во главе с бывшей заведующей отделом Раисой Дмитриевной Родновой программы возрождения традиционных ремесел и искусств получили из области... миллион рублей, который потратили на закупку деревообрабатывающих станков для травниковского центра. Если дома культуры в крупных селах сами зарабатывают деньги дискотеками и организацией заказных мероприятий и тратят их на маломальский ремонт, приобретение аппаратуры, то клубы в небольших деревнях давно вопиют "sos". Посаженные на финансовую "мель", они превращаются в бесхозные памятники пренебрежения культурной сферой.
- Теперь вот, - совсем не весело подытожила методист, - до нас дошли разговоры, якобы ведущиеся в районной администрации, о закрытии нашего отдела. Если это случится, хорошим начинаниям в Травниках, Кундравах и других селах не будет методической, моральной и другой поддержки из районного центра.
Хочется надеяться, что это не в интересах областного управления культуры. Начатые не без его участия областным центром народного творчества поиск и поддержка самодеятельных талантов на периферии вряд ли увенчаются успехом без полпредов в районах.
Заведующая отделом традиционных искусств Валентина Ивановна Панасенко и ведущий специалист отдела Галина Анатольевна Ильченко рассказали, что в рамках фестиваля "Богат талантами Урал" за минувший год удалось представить областному центру мастеров Аргаяшского, Кунашакского, Чебаркульского районов и города Коркино. Основная работа по пропаганде, изучению и возрождению традиционных ремесел, народных промыслов и искусств, самодеятельного творчества сельского населения области впереди.
Валерий ЕРЕМИН.
Челябинск-Травники-Чебаркуль.