09-04-97


Санация - оптимальный подход

Один из эффективных способов восстановления подземных трубопроводов диаметром от 100 до 1400 мм, имеющих сквозные коррозионные разрушения стенки трубы или потерявших свою пропускную способность при зарастании внутренней поверхности, состоит в том, что на внутреннюю, предварительно очищенную поверхность стальных и чугунных трубопроводов, наносится цементно-песчаное антикоррозийное покрытие.

При таком способе восстановления скорость ремонта трубопровода увеличивается в 2-3 раза, а затраты сокращаются на 30-60 процентов по сравнению с традиционными способами. При этом пропускная способность труб полностью восстанавливается, а срок службы возрастает до 50 и более лет.

Облицовка внутренней поверхности подземного трубопровода производится по отдельным участкам длиной 200-250 м, что обусловлено технико-экономическими параметрами и возможностями применяемого оборудования и механизмов (смесителя и растворонасоса). Кроме того, местами обязательного вскрытия трубопровода являются изгибы трассы трубопровода и изменение его диаметра, а также участки трубопровода, имеющие технологические и строительные дефекты, препятствующие прохождению оборудования. Работы по облицовке трубопроводов подразделяются на следующие этапы. Первый - устройство рабочих котлованов и вырезка в верхних частях участков трубопроводов окон для заведения во внутреннюю полость трубопровода прочистного устройства и разбрызгивающего механизма. Второй этап - очистка внутренней поверхности трубопровода от продуктов коррозии и зарастания и удаление образующегося шлама. Третий этап - облицовка трубопровода путем набрызгивания на его очищенную внутреннюю поверхность цементно-песчаного раствора при перемещении "на себя" быстро вращающейся рабочей головки облицовочного механизма с присоединенным заглаживающим конусом, четвертая - закрытие ранее вырезанных окон на трубопроводах в котлованах и обратная засыпка котлованов.

Вместо специально отрываемых котлованов могут использоваться колодцы и камеры, в которых для выполнения работ демонтируются соответствующее водозапорное оборудование и фасонные соединительные части (трубные узлы), которые одновременно проходят соответствующий ремонт, а при необходимости заменяются на новые. В целом скорость восстановления методом цементно-песчаного покрытия составляет от 1 до 5 километров в месяц, в зависимости от состояния и диаметра трубопровода.

В. БУТРИНОВ,

НПО "Стройполимер".