09-04-97
Один из эффективных способов восстановления подземных трубопроводов диаметром от 100 до 1400 мм, имеющих сквозные коррозионные разрушения стенки трубы или потерявших свою пропускную способность при зарастании внутренней поверхности, состоит в том, что на внутреннюю, предварительно очищенную поверхность стальных и чугунных трубопроводов, наносится цементно-песчаное антикоррозийное покрытие.
При таком способе восстановления скорость ремонта трубопровода увеличивается в 2-3 раза, а затраты сокращаются на 30-60 процентов по сравнению с традиционными способами. При этом пропускная способность труб полностью восстанавливается, а срок службы возрастает до 50 и более лет.
Облицовка внутренней поверхности подземного трубопровода производится по отдельным участкам длиной 200-250 м, что обусловлено технико-экономическими параметрами и возможностями применяемого оборудования и механизмов (смесителя и растворонасоса). Кроме того, местами обязательного вскрытия трубопровода являются изгибы трассы трубопровода и изменение его диаметра, а также участки трубопровода, имеющие технологические и строительные дефекты, препятствующие прохождению оборудования. Работы по облицовке трубопроводов подразделяются на следующие этапы. Первый - устройство рабочих котлованов и вырезка в верхних частях участков трубопроводов окон для заведения во внутреннюю полость трубопровода прочистного устройства и разбрызгивающего механизма. Второй этап - очистка внутренней поверхности трубопровода от продуктов коррозии и зарастания и удаление образующегося шлама. Третий этап - облицовка трубопровода путем набрызгивания на его очищенную внутреннюю поверхность цементно-песчаного раствора при перемещении "на себя" быстро вращающейся рабочей головки облицовочного механизма с присоединенным заглаживающим конусом, четвертая - закрытие ранее вырезанных окон на трубопроводах в котлованах и обратная засыпка котлованов.
Вместо специально отрываемых котлованов могут использоваться колодцы и камеры, в которых для выполнения работ демонтируются соответствующее водозапорное оборудование и фасонные соединительные части (трубные узлы), которые одновременно проходят соответствующий ремонт, а при необходимости заменяются на новые. В целом скорость восстановления методом цементно-песчаного покрытия составляет от 1 до 5 километров в месяц, в зависимости от состояния и диаметра трубопровода.
В. БУТРИНОВ,
НПО "Стройполимер".