09-04-97
По буддийскому календарю пора четвертой Луны - это апрель, набирающий сейчас силу. Обращение к буддийскому календарю связано у Людмилы Кудрявцевой с огромным интересом к жизни, искусству стран Востока: Японии, Индии. Именно проза Древней Японии, в частности, произведения Сэй Сенагон стали импульсом для работы художницы в новой для нее, но типичной для стран Востока технике батика и в восточной тематике. Это как бы ключ к раскрытию смысла экспозиции. Вторя японским писателям и литературному жанру "дзуйхицу", что значит "следуя кисти", она легко и непринужденно делает объектом изображения то, что приходит на ум, нечаянно попадает в поле ее зрения, что начинает волновать ее душу. И таким образом выстраивается цепочка из панно, подушечек, валиков в технике горячего батика и гобеленов. Тут и Древняя Греция, и Венеция, Испания времени Ф. Гойи и Санкт-Петербург Петра I.
Соединение разных национальных колоритов, стилей делают выставку удивительно наполненной и живой. Художница не боится привлекать в экспозицию "посторонние", но охотно "говорящие" со зрителем предметы. В серии, посвященной Санкт-Петербургу и русскому флоту, это морская почта - бутылки, расписанные художницей, морской канат, ракушки. У гобелена "Благословенный день" - серия подушечек "Сад любви" и тут же символ любви - роскошное яблоко из стекла. У японских свитков - любовные послания с цветами, блюдо с пищей мудрости и деревянные палочки, при помощи которых едят японцы. У произведений на тему Древней Греции - часть колонны с капителью, разбитый керамический сосуд. И во всем этом есть удивительная органичность. Ведь специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что оно живет рядом с нами, существует на стыке с неискусством.
Елена УСТЬЯНЦЕВА,
искусствовед.
г. Челябинск.