09-06-2000


Гуд бай, Расея!

Почему русские уезжают на Запад?

Лев ЛУЗИН

Миннесота (США)-Челябинск

(Продолжение. Начало в N 104, 105).

Американский "коммунизм"

Быт определяет сознание

Когда я жил у Боба, он разрешил вечером, когда льготный тариф, позвонить в Россию. И при этом как-то понимающе-небрежно и одновременно по-доброму пошутил:

- Ну вот, позвонишь домой, скажешь жене "люблю", а она тебе сообщит, что ванна протекает или воды нет.

Американцам наши бытовые проблемы неведомы. Всевозможные ухищрения позволяют им чувствовать себя достойно в любой ситуации. Чаще всего в доме или квартире своя автономная система нагрева воды, отопления и кондиционирования, а также масса всякой техники - стиральная машина, сушка, холодильник, телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, микроволновки, машина для выпечки хлеба, тостеры и т.д. О компьютерах и говорить не стоит. Они есть в каждом доме. По Интернету янки делают покупки, ищут квартиры для съема перед поездкой в другие города.

Если в большом городе еще можно передвигаться без машины, то в провинции без автомобиля нельзя. Нужно ездить на работу, отвозить детей в детский сад или в школу, покупать продукты и т.д. Дети после 16 лет стараются как можно быстрее получить водительские права. Для жителей Шорэвью не составляет проблем махнуть на автомобиле за 20 километров в Миннеаполис. Когда под проливным дождем мчались на джипе Кэти в этот город, я вспомнил деревню Болдырево, в которой вырос и закончил восемь классов. Она тоже в 20 километрах от райцентра, но когда льет дождь, до нее не добраться - в конце ХХ века в этом тюменском захолустье нет асфальта:

Ферма без: навоза

Фермер Джон cтал для других "сельских тружеников" штата почти что инопланетянином. В округе мелкие фермы, голов по 30. А у Джона 1500 коров, скоро будет 2000. Такой проект он реализует на пару с компаньоном. Скоро они станут самыми главными производителями молока в штате. Когда фермер показывал свой коровник, я не мог сдержать улыбки. "Передовой опыт" по-американски очень напоминал наши советские фермы. Но в проекте Джона предусмотрено столько простых, но очень полезных вещей, до которых в России "почему-то" не додумались. В помещении превосходная естественная вентиляция и система смыва и удаления навоза. Поэтому легкие коров чистые, это повышает качество молока. Окна закрываются во всем корпусе одним движением руки, их также легко открыть. Коровы не пасутся - значит, нет опасности, что съедят что-нибудь не то и испортят желудок. А Джон их потчует кормом, похожим на опилки, - в этом коровьем салате 14 компонентов. У американских буренок обрезаны рога - чтобы не поранили друг друга. Обрезаны у них и хвосты. Как же они мух-то отгоняют, бедные, спрашиваю Джона. Он улыбается - мух у нас нет, так как кругом все чисто.

При нас началась дойка. Ей занималась 17-летняя школьница, подрабатывающая на каникулах (получает семь долларов в час). Спину девушка не гнула, пол, на котором она стоит, отрегулирован так, что вымя коровы прямо перед руками. Компьютер фиксирует, сколько дает молока каждая буренка. Если надои падают, выясняют почему, корректируют рацион. Средний надой на ферме - 12,5 тысячи килограммов в год. По сравнению с Россией это просто умопомрачительно (у нас три тысячи - это уже суперрезультат). А некоторые коровы Джона дают - я до сих пор не верю - 23 тысячи килограммов в год. Через 40 секунд после дойки молоко охлаждается (оно не соприкасается с воздухом, значит, в него не попадают бактерии) и попадает в контейнер-термос на колесах. Он заполняется за 10 часов, тут же приезжает машина и увозит молоко на завод.

Больше всего меня поразило то, что на ферме Джона вообще нет навоза. Коровьи "лепешки" сразу же смывают и перекачивают по трубам в яму, в которой лежит гигантский мешок из специальной четырехмиллиметровой пленки. Вонючая жижа упакована в нем так плотно, что не чувствуешь даже запаха. Она откачивается на поля фермера, выращивающего корма. А получаемый таким образом метан выходит по трубочке и тут же сгорает.

Улыбки на пороге: смерти

В России мне приходилось видеть, как тяжело умирают раковые больные. Направившись в американский хоспис, думал увидеть что-то подобное. Но первые же слова монахинь (они основали это заведение) удивили:

- Главное для наших людей - иметь сострадание и ...чувство юмора.

Русский человек не поверит, но американцы живут в хосписе (проще говоря - готовятся к смерти!) с улыбкой на устах. И умирают тоже с ней. Уход из этого мира не сопряжен с безнадегой, выматыванием души. Общаясь с благородными старичками и старушками, я забывал, где нахожусь и кто они. Один сухощавый мужичок покуривал трубку. Узнав, из какой страны к нему пожаловали, пошутил - мол, россияне продали нам Аляску, а теперь говорят, что продешевили. Я еще раз убедился, что главное в жизни - это настрой, твое отношение к происходящему. Мы, русские, и праздник порой способны превратить в наказание. А тут: Совсем больного дедушку, который уже не может сам двигаться, везут в ванную купаться, а он радостно улыбается. Монахини помогают этим людям понять, что смерть еще не конец, скоро они перейдут в другой мир. А в палатах стоят телевизоры, и те, кто не может ходить, по ним смотрят службу в лютеранском храме при хосписе. Интересно, что попадают в хоспис люди самого разного достатка, богатство здесь не играет никакой роли - милосердие не покупается.

Cтарость - радость?

А затем я посетил дом престарелых. В него принимают с 55 лет, средний возраст живущих - 85. Все больше желающих поселиться в этом последнем приюте - Америка стареет. Основали богоугодное заведение в 1906 году 11 норвежских женщин. В нем есть церковь, магазин. Медсестрами работают волонтеры. Они в любое время суток прибегают по требованию пожилых людей, которых в доме 250 человек (женщин заметно больше - мужчины умирают в среднем на восемь лет раньше). Кроме первого, бесплатного, отделения есть еще два. Второе - частично (25 процентов) платное, в него есть очередь. А третье отделение - для богатых, которые полностью оплачивают свое пребывание, в нем есть даже отдельные квартиры, владельцами которых являются сами бабушки и дедушки. Меню для всех отделений одинаковое. Как мне намекнули, те, кто платит за себя сам, в душе презирают живущих бесплатно. Такова философия общества - платить за все самому (у нас она другая - как можно больше выпросить у государства). Поэтому исключены ситуации, когда состоятельный человек попадает в бесплатное отделение. Этот "русский" вопрос американцы поняли не сразу.

"Русские вопросы" о стариках

Я задал еще два русских вопроса. Спросил, образовались ли в доме престарелых новые семьи. Нет, ответили мне немного недоуменно. Видимо, и впрямь у нас к браку более эмоциональное отношение, сохраняющееся и в пожилом возрасте. А если рационально, по-американски, то действительно, смысла жениться или выходить замуж в пожилом возрасте не очень разумно - зачем создавать своим детям проблемы с собственностью. Памятуя о том, как в России болезненно относятся к тому, что пожилые родители, имеющие детей, попадают в дом престарелых, я спросил, есть ли такая проблема у американцев. Одна старушка ответила просто: детям надо работать, а про нее сын не забывает, регулярно навещает. Никто себя и близких не терзает: врач сказал, что необходимо в дом престарелых - значит надо, там квалифицированный уход.

Люди уверены, что в доме престарелых с их близкими будут обращаться умело, профессионально. Вот это "профессионально" применительно к хрупким человеческим отношениям мне поначалу очень резало уши. А потом для себя сделал вывод: чем менее развито общество, чем хуже в нем все устроено, тем больше возникает нравственных проблем. В технократическом же обществе все отрегулировано и решено до тебя.

Это кто там без страховки идет?

В Америке лечение становится все дороже. Общественность возмущается, реагируя на это, власти пытаются разработать меры по улучшению системы здравоохранения. Причем пытаются это безуспешно сделать еще со времен президента Трумэна. Билл Клинтон попросил, чтобы работу "курировала" его жена Хиллари, четыре года назад это был один из предвыборных лозунгов. Но предложения правительства не прошли через конгресс. Несмотря на это, часть программы реализуется. Двигают новую систему бизнесмены от медицины, приветствующие ограничение цен, - чем дешевле страховка, тем больше пациентов вовлекается в программу (большую группу людей в одном месте лечить выгодно).

Многие американцы (20 процентов) не имеют страховки - рабочие люди, не получившие образования, у индейцев в резервациях свои госпитали. Есть специальная правительственная программа для незастрахованных, детей, матерей-одиночек и безработных. Но под нее подпадают не все. Ну а если у пациентов с бумагами все в порядке, то они оказываются в белоснежном рае. В родильном отделении запомнилась мама, у которой в тот день были обезболивающие роды. Она только что освободилась от бремени и уже успела навести макияж. В 60-е годы в Америке было модно рожать с помощью кесарева сечения (Жаклин Кеннеди делала это семь раз!). Сейчас доктора вставляют в позвоночник какую-то иголку (извиняюсь за непрофессиональное объяснение) - и женщина внизу не чувствует боли. Но самое модное теперь в США - естественное рождение ребенка, мать должна чувствовать боль.

Пол-бюджета на соцзащиту

В Америке умело поддерживают граждан с малым достатком и тех, кто не может заработать. Программу cоставляет и финансирует федеральное правительство. Исполнение ложится на округа (их в штате несколько). Я побывал в округе Рамзей. Его руководитель Тонни Беннет пояснил, что помощь от государства получают от 15 до 20 процентов населения. (Говорят, один предприимчивый руссский эмигрант умудрился получать сразу семь социальных пособий). Есть служба найма и профессиональной переподготовки рабочих, она выплачивает пособия лицам, временно не имеющим работы. Оказывается помощь нуждающимся семьям, особенно имеющим детей школьного возраста. Не забыты и одинокие матери. В стране даже наметилась тенденция, когда некоторые женщины стараются нарожать побольше детей, чтобы им помогало государство. Но тут есть одна существенная оговорка - помощь оказывается только тем, кто хоть что-то делает. Пособие для матерей-одиночек немалое - 450 долларов в месяц (для понимания - плата за однокомнатное жилье составляет 400 долларов в месяц). Если в семье есть дети, то сумма налогов, которые она платит, уменьшается на 1000 долларов в год. (Помните наш отмененный налог на бездетность?) Людям с низким достатком государство дает сертификаты, которыми они могут рассчитаться с владельцами (в США тоже есть эрзац-деньги!) домов, построенных на средства округа.

Половина бюджета округа тратится на социальные нужды, это 200 миллионов долларов. Они направляются на финансирование домов престарелых, домов для инвалидов, реабилитационных центров для наркоманов и пьяниц и другие цели.

"Приезжайте, я побил свою жену!"

Оказывается, в Америке от уплаты алиментов скрывается добрая половина отцов. Для их поиска есть специальные бригады. Они пользуются общенациональной базой данных. Стоит недобросовестному папаше где-то официально "засветиться" (получить права, например), его сразу "тормозят". За уклонение можно сесть в тюрьму. Но больше всего меня поразила так называемая общественная инициатива "Семьи, свободные от насилия". О том, что насилие в семье очень российская проблема, говорить не стоит. Такие "разборки" у нас считаются семейными делами, в которые общественность и государство практически не вмешиваются. В итоге в нашей стране терпят супружеские побои (бьет - значит, любит) около четырех миллионов женщин. А в Миннесоте, части свободной Америки, где так ценится личная свобода, государственные органы активно вторгаются в семейные отношения, если там происходит насилие.

Есть специальный телефон, по которому мужчина может позвонить и сказать, что он уже побил или хочет побить свою жену. И - удивительное дело! - американские мужики звонят! В службе округа (в нем 450 тысяч жителей) фиксируют около 500 телефонных звонков в год. В домах у янки на холодильниках висят специальные послания (такая картонка на магните, мне ее подарили, я привез и тоже нацепил на кухне). Они предупреждают, что распускать руки нехорошо.

Эта инициатива имеет очень широкую поддержку. Раз в год служба против насилия проводит сессии, на которые приходят и руководители фирм, они обязаны это делать. Неужели, спросил я, социальные институты, традиционно регулирующие человеческие отношения (церковь, школа и т.д.), уже не в силах что-либо сделать? Мне ответили, что все они действовали каждый по себе, а теперь их усилия объединены. Работа, как я понял, строится с учетом того, что по своей социальной природе американцы подвержены массовому влиянию в виде рекламных призывов и т.д. Русскому же человеку сколько о чем-нибудь ни говори и ни внушай - результат известен.

И все-таки я убежден: причина агрессивности гораздо глубже. Быть может, она является следствием того, что янки всегда на людях демострируют отсутствие проблем и хорошее настроение. Жаловаться, находить в ком-то отдушину в этой стране не принято. Хотя считается, что у каждого американца должен быть свой психоаналитик. Однако, как показывает практика, чтобы заниматься психоанализом, недостаточно получить специальное образование, требуются своеобразный талант и огромный опыт. А раз этого нет, то у оставшегося наедине со своими проблемами и комплексами человека в какой-то момент происходит сброс негативных эмоций.

Стандартные улыбки счастья

В домах, в которых я побывал, сразу привлекали внимание пренепременные детские фотографии на стенах. Глядя на них, я вдруг понял, что дети совершенно разных людей удивительно похожи друг на друга выражением лиц. Наверное, это и есть тот самый стандартный лик стандартного американского счастья.

В школу и из школы детей Шорэвью возят на желтых автобусах частной фирмы, которая очень дорожит cвоей "вечной" рыночной нишей. Все машины останавливаются и пропускают эти автобусы.

В американских школьниках культивируются индивидуализм, понимание того, что учеба - это прежде всего их дело. Но дети есть дети, они порой могут не выполнить задание. За это не: ругают. Все понимают: тому, кто не хочет учиться, в жизни будет сложнее. В Америке задача школы - дать максимальное количество знаний и навыков для будущей жизни. В этом, видимо, и есть принципиальное отличие наших подходов к образованию. В России школяров наполняют информацией, им приходится много запоминать. В Америке же чаще моделируют жизненные ситуации, при разрешении которых дети активнее впитывают полезную информацию, получая системное представление о мире.

Дети в американских семьях обычно долго с родителями не живут. Уже со старших классов школы они часто учатся в другом городе. Студенты колледжей и университетов тоже стараются не задерживаться в родительском доме, они хотят быть самостоятельными. В стране порядка 3000 высших учебных заведений различного типа, они разбросаны по всей Америке. Поступить в них очень просто: сдал документы - и ты принят, не забывай только платить. Еще один принципиальный момент: нет единого обязательного курса лекций, каждый выбирает то, что хочет, а затем в дипломе будет записано, какой курс лекций прослушал тот или иной выпускник. Студенты часто меняют предметы, ищут то, что им по душе. Но когда найдут - идут очень глубоко. Студенты в массовом порядке подрабатывают - надо платить за учебу, питание и жилье. Тем, кто хорошо успевает, учебные заведения могут сделать скидку. У нас подход жестче - никаких скидок, ты либо бюджетник, либо платишь на полную катушку. Платят зачастую как раз малоимущие, а не богатые, как задумывалось:

Больше всего американские родители боятся, что их дети отстанут от развития технологии. Мы разговорились об этом на одной из вечеринок. Я задал своим за-океанским друзьям свой очередной "русский" вопрос. Рассуждал примерно так: юные американцы очень зависимы от технологии, не будут они их знать - и карьера пропала. Видят ли родители реализацию потенциала своих детей вне технологий? Если нет, то как быть с одним из краеугольных принципов американской демократии - свободой выбора? Cидевший рядом эмигрант из России Дима только ухмыльнулся и на русском языке пояснил: "Они на такой вопрос не ответят. Здесь это не рефлектируют". Философия общества и та самая свобода выбора очень просты - выбирай из того, что есть. Как писал Айзек Азимов, человек сам футбол не придумает... Это очень принципиальный вопрос. Если выбираешь из имеющегося - ты в обществе. Не хочешь этого делать - ты вне социума. Но жить отдельно нельзя. Это трагедия. Впрочем, американцы этого и не хотят. Они изначально смирились с обстоятельствами. А мы вечно что-то открываем. Вечно учимся на своих ошибках. Нам во все самим хочется дойти до самой сути.

Я не знаю, какой вариант лучше - наш или американский. В безоговорочном принятии общественных правил игры, конечно, проявляется сила американской нации. Но не станет ли эта изначальная типичность в социальном, смиренность перед тем, что уже продумано другими, предпосылкой для остановки развития личности? n