09-06-99
"Поможем селу - поможем себе и России!" - так обратились к своим коллегам 48 самых значимых руководителей предприятий, финансовых организаций и бизнеса, ставших учредителями "Губернаторского инвестиционного фонда поддержки села".
Появление нового фонда - факт, отрадный уже потому, что впервые за долгое время о бедственном положении деревни заговорили не сами селяне, чьи предупреждения и отчаянный призыв о помощи за последние 7-8 лет звучат все глуше, безнадежнее и привычнее. О том, что сельскохозяйственные предприятия, от успеха деятельности которых зависит сегодня не просто благополучие, а продовольственная безопасность населения области, сегодня поставлены на грань выживания, говорят те, к кому, собственно, и был обращен этот призыв - банкиры, бизнесмены, руководители промышленных гигантов и крупных городов.
Челябинская земля и челябинское село сегодня на 80 процентов обеспечивают сельскохозяйственными продуктами наш промышленный регион. Но агропромышленный комплекс, как известно, был и остается наиболее слабым звеном реального сектора экономики. Становление рыночной инфраструктуры и новых производственных отношений здесь объективно происходит в замедленном темпе. Из всех хозяйств области с прибылью работают только 5 процентов. Остальные шатаются под грузом старых и новых долгов. Всем и вся - банкам, энергетикам, газовикам... Кредиторская задолженность в настоящее время превышает дебиторскую на порядок.
Добавьте к этому чудовищный перекос цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, изношенность техники и инфраструктуры. В целом износ основных средств составляет 42 процента, машин, оборудования, транспортных средств - 57 процентов. Около 50 процентов тракторов и свыше 65 процентов зерноуборочных комбайнов выработали амортизационный срок. За семь лет парк тракторов уменьшился на 25 процентов, зерноуборочных комбайнов - в два раза. И это неудивительно, если учесть, что в ходе экономических реформ инженерная служба в области была практически разрушена - в 1996 году объемы восстановительных работ составили по сравнению с 1990 годом всего 30 процентов.
Сегодня нагрузка на технику составляет 1,5-2 норматива, что делает практически невозможным проведение полевых работ в оптимальные агротехнические сроки. По расчетам экономистов, даже при идеальных условиях, при полной ликвидации неплатежей сельское хозяйство не располагает внутренними источниками для погашения кредиторской задолженности.
Между тем выживание в условиях кризиса - а вопрос стоит именно так! - предполагает, прежде всего, самообеспечение индустриальной области продуктами сельскохозяйственного производства. И, следовательно, устойчивую работу ее сельскохозяйственных предприятий. Если сегодня челябинское село соскользнет с зыбкой грани, на которой оно балансирует, это взорвет социальную ситуацию в городах. Не стоит, кстати, забывать: каждое рабочее место на селе создает от 6 до 13 рабочих мест в городе.
Предпринимались ли раньше какие-то попытки переломить ситуацию? Прежде всего на ум приходят массированные вливания в сельское хозяйство, сделанные в 1997 году. Тогда администрация Сумина инвестировала в него денежных и материально-технических ресурсов на сумму 539 миллионов рублей (с коммерческими кредитами). Результаты не заставили себя ожидать: сельхозпредприятия области увеличили производство валовой продукции в сравнении с 1996 годом на 23,9 процента (по России - 0,1 процента).
Оправдала себя ставка на развитие свиноводства и птицеводства - скороспелых отраслей. В сельскохозяйственных предприятиях за эти годы поголовье свиней увеличилось в 1,4 раза, их среднесуточные привесы по сравнению с 1996 годом выросли в четыре раза, а производство свинины - почти в три раза. Если за два прошедших года областной администрацией было направлено на развитие промышленного птицеводства ресурсов на 18 миллионов рублей, то рост продуктивности отрасли оценивается на сумму 100 миллионов. Среднегодовое производство яиц за это время увеличилось на 24 процента.
В рамках развития инфраструктуры на селе фирмой "Агроинвестстрой" за 1997-1998 годы был выполнен объем работ на сумму 136,7 млн. рублей. Построено 234 км газовых сетей, природный газ пришел в 42 сельских населенных пункта.
Даже несмотря на огромные потери, связанные с засухой, сократившей урожай в три раза по сравнению с 1997 годом, мы сохранили свое место в пятерке областей России, имеющих лучшие показатели по развитию АПК.
Но у этих успехов была и оборотная сторона - прежде всего, это проблемы с возвратом сельхозпредприятиями полученных из области кредитов. Это, в свою очередь, повлекло сложности с возвратом кредитов, взятых областной администрацией у коммерческих банков для поддержки сельского хозяйства и соответственно с выделением новых сумм на поддержку села. В 1998 году на эти цели удалось изыскать 192 миллиона рублей. Сумма внушительная, но блекнущая в сравнении с потребностями сельскохозяйственных предприятий. И, заметим, с выделенными в 1997 году 539 миллионами. Приплюсуем к ситуации кризис 17 августа. Сегодня и Россия в целом, и область как субъект Федерации не в силах продолжать финансовые вливания в село на том же уровне, что и раньше. А вкладывать в село, если мы не хотим катастрофы, просто необходимо.
Отсюда и совершенно неожиданная идея "Губернаторского инвестиционного фонда поддержки села". Неожиданная в том смысле, что данный кредитный институт уникален - подобной формы привлечения инвестиций в сельское хозяйство не существует пока ни в одном из субъектов Российского Федерации. Неожиданная в том смысле, что южноуральское село получит средства, на которые при обычной схеме финансирования оно рассчитывать просто не могло. Неожиданная и потому, что в ее воплощении Петра Сумина поддержали в числе других крупных руководителей и бизнесменов те, кого некоторые аналитики традиционно относили если не к врагам областной администрации, то к находящимся с ней в сложных отношениях. Деловая элита области сомкнулась в этом вопросе с областной властью.
В конечном итоге в выигрыше остаются все: финансовые ресурсы фонда, которые определены суммой в 400 миллионов рублей, "будут направляться только на модернизацию приоритетных отраслей АПК, на развитие сельской инфраструктуры, индивидуального жилищного строительства, на развитие инициативы субъектов малого предпринимательства на селе".
То есть сельскохозяйственные предприятия получают шанс на модернизацию тех своих составляющих, которые обеспечивают максимальный и быстрый эффект, сулящий хозяйственное и социальное благополучие. Жители городов и работники предприятий, участвующих в программах "Губернаторского фонда", будут обеспечены продуктами питания. Финансисты могут быть уверены в надежности вложения средств - фонд обладает гораздо большими возможностями использования средств и оценки эффективности их вложения. Наконец, Петр Сумин в очередной раз добился взаимопонимания с представителями деловой элиты региона.
В результате, стимулировав вложение в сельское хозяйство весьма значительных сумм, областные власти достигнут заметного успеха в обеспечении стабильной жизни области - в чем, собственно, и заключается их прямая задача. И это как раз тот случай, когда в случае удачи начатого дела успех властей сможет по праву считаться личным успехом всех жителей Челябинской области.
В. МИЩУК.