09-07-03


Митрошин в Париже

Работами челябинского скульптора восхищались Пьер Карден и Майя Плисецкая

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Наконец-то его "джип" припарковался в родном городе, преодолев 10 тысяч километров от Челябинска до Парижа и обратно.

Автор добирался до места своей выставки через Москву, Финляндию и Германию. Вторую машину вели его коллеги: Олег Боровко, о котором Митрошин отзывается как о литейщике от Бога, и еще один мастер, Сергей Пантюхин. Везли представительские буклеты, изготовленные челябинским издательством "Автограф", и во всех смыслах наиценнейший груз - 30 выставочных скульптур. Создатель никому не доверил эту миссию. Въехав в столицу Франции, они со своими уральскими автомобильными номерами заставили парижан сворачивать головы в изумлении. Это был хороший знак!

Штаб-квартира ЮНЕСКО - структуры Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - находится рядом с Эйфелевой башней. Для выставки Митрошину предоставили самый большой зал площадью 2000 квадратных метров. Фуры с витринами доставили из Москвы. Они, эффектно подсвеченные, так вписались в пространство и атмосферу штаб-квартиры, что Виктор и его спонсор, челябинский предприниматель Марк Лейвиков, после закрытия выставки решили оставить их там в качестве дара.

Начало вернисажа далось автору, можно сказать, с кровью. Накануне разболелась десна, щека распухла. В российском посольстве провели необходимые хирургические процедуры, но опухоль так и не рассосалась. Что, впрочем, никак не отразилось на успехе выставки.

Ее открыла первый заместитель генерального директора ЮНЕСКО Франсуаза Ревьер. Официальную речь сказал и представитель России Владимир Каламанов, чрезвычайный посол ЮНЕСКО, в которую, кстати, входит 189 государств. А потом к микрофону подошла великая Майя Плисецкая, вместе с мужем Родионом Щедриным приехавшая в Париж ради Митрошина. Появление мировой знаменитости вызвало фурор среди присутствующих.

- Я тронута, - промолвила Майя Михайловна, - что столько людей собралось здесь. Рада, что люди интересуются искусством, тянутся к красоте. Я потому здесь, что у Митрошина большое будущее.

В ответ на это автор сказал:

- Я посвящаю эту выставку самой замечательной балерине на свете Майе Плисецкой и самому замечательному из всех здравствующих русских композиторов Родиону Щедрину. Они оба для меня - мощные аккумуляторы, заставляющие работать с каждым годом все серьезнее. Энергия, которая передается мне от них, рождает у меня грандиозные замыслы. И вскоре я приступаю к важному этапу моего творчества - скульптуре, символизирующей Россию.

Слегка припоздавший Пьер Карден, пока звучали речи, за спинами публики осмотрел экспонаты и подошел к Митрошину уже полный впечатлений. Ему 81 год, но неугомонный маэстро моды не сидит на месте. Недавно он купил замок и намерен устраивать там концерты оперных певцов мирового уровня. Виктору, с которым он уже встречался в Париже и в Москве, Карден выразил свое восхищение.

Все эти исторические моменты снимали сотрудники ЮНЕСКО, репортеры Euronews и CNN, а также группа московских телевизионщиков. Следующий "кадр" - кабинет генерального директора ЮНЕСКО японца Коитиро Мацуура. Фото для прессы, получасовая беседа о выставке, о творчестве. Зная, что Митрошин - автор скульптуры "Дзюдоист" и что эта работа посвящена японскому дзюдоисту Ямасито, которого господин Мацуура знает лично, он заметил, что личность этого человека для Японии - символ непобедимости. Глядя на крупного Виктора, спросил: "Вы тоже дзюдо занимаетесь?", на что тот ответил: "Я гранит рублю, мне физической нагрузки и без того хватает".

Апогей встречи - вручение подарка директору. Передавая ему свою новую работу, в которой он хотел воплотить символ ЮНЕСКО (хрупкая девушка, держащая в руках трепетную бабочку как олицетворение бережного отношения к душе), Виктор сказал образно:

- Я работаю по принципу: не можешь делать великое - делай большое, поэтому я делаю маленькое, - что подразумевало: в малых формах заключать большой смысл и недюжинное дарование.

- Единственная просьба - душу руками не трогать, - добавил Митрошин, имея в виду окаймленную в серебро голубую стеклянную бабочку в руках "символа". Обратив внимание на подставку из яшмы, Виктор припомнил японскую пословицу: "Лучше разбиться яшмой, чем жить черепицей". На территории ЮНЕСКО эта скульптура в увеличенном размере украсит фонтан, который планируется открыть в скором времени.

- Я надеюсь, что вы успешно продолжите свое блестящее творчество и будете радовать не только Россию, но и весь мир, - сказал господин Мацуура в завершение встречи и попросил Виктора сделать автограф на его буклете.

Когда директор осматривал работы, то и дело слышались его изумленные возгласы. Эффектно изготовленные скульптуры несут определенный смысл или символику, вызывая у зрителей ассоциации. "Крокодил" - это доллар, который пожирает всех, "Колесо времени" - часы, неумолимо отсчитывающие бег жизни.

- Мои работы - это язык общения с людьми всего мира, независимо от национальности и вероисповедания, - сказал автор в своем интервью CNN. - И не случайно выставка проходит в ЮНЕСКО. Это объединяющая территория.

Посетители в буквальном смысле преклонялись перед работами Митрошина: заинтересованные, они нагибались, чтобы прочесть сопроводительные надписи. Когда Виктор слышал удар головой о стекло и видел смущенную улыбку увлеченных зрителей, это было выше всех комплиментов.

Восхищенные отзывы остались и в книге отзывов. Марк Лейвиков, спонсор выставки: "Великое искусство, великолепная теплота". Еще один наш земляк клоун с мировым именем Александр Фриш: "Твои работы - это поэзия в камне". Родион Щедрин: "Рад, что присутствую на выставке помеченного Небом художника. Верю, что выставка в Париже - начало мирового признания редкого таланта". Майя Плисецкая: "Я абсолютно счастлива видеть современные шедевры. Спасибо, Виктор, что вы существуете!" Много написано по-французски, что в переводе означает восхищение перед мастером с Урала, покорившим Париж.

На вернисаже побывал знаменитый Калашников, изобретатель автомата, который в те дни презентовал во французской столице свою книгу. Когда Виктор на его приглашение приехать с выставкой в Ижевск посетовал на нехватку времени, Калашников пошутил: "У нас есть "рычаги", мы заставим:"

- Я 20 лет работаю в штаб-квартире ЮНЕСКО, - поделился один из охранников. - Здесь много событий происходит, но ничего подобного я не видел.

Надо заметить, что вся техническая сторона выставки - тоже дело рук Митрошина и его сподвижников. Даже отвертки они привезли с собой. "Ну, это только русские могут!" - восхитился Родион Щедрин.

По мнению самого скульптора, парижская выставка - самая грандиозная из всех, что у него были, а их насчитывается уже немало. Через год Митрошин повезет свои работы в Лондон. n