09-07-04
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
- Напряжение возникает, это естественно, - говорит Вера Федоровна. - Денежные потоки не знают границ. Большие объемы "текут" в Москву, другие территории и обратно. В этой обстановке самое непродуктивное, не зная существа и причин возникших трудностей у одного или нескольких банков, переносить их на все банковское сообщество, необоснованно вызывая беспокойство вкладчиков. Определенно могу сказать, что мы оперативно отслеживаем ситуацию. Сегодня наши банки выполняют обязательства перед своими клиентами. Вкладчики получают деньги во всех кредитных организациях, включая филиалы Альфа-банка и Гута-банка. Жалоб мы не имеем.
- Значит, ситуация под контролем?
- Да, руководители и аппарат банков профессионально выполняют свою работу. На региональном уровне и в центре проводятся необходимые консультации, выверяются дальнейшие шаги.
Уже прозвучали сообщения о том, что прорабатывается вопрос о присоединении Гута-банка к Внешторгбанку. О чем это говорит? Проблемой его кредиторов и вкладчиков занимаются, решение будет найдено.
- Иными словами, банковского кризиса на самом деле нет?
- У нас нет оснований расценивать сегодняшнюю ситуацию как кризис. Банк сам по себе - учреждение с высокой степенью риска. Его устойчивость зависит не только от руководства и проводимой им политики. Она зависит и от исполнения обязательств заемщиками, от непрогнозируемого оттока средств. В этих случаях у банков действительно могут возникать проблемы.
- Не ухудшились ли в нашей области банковские показатели?
- Нет, многие из них выше, чем в прошлом году. Ресурсная база растет. С конца прошлого года мы видим, что возрастают остатки на счетах предприятий и организаций, это свидетельствует о благоприятной ситуации в экономике. Увеличивалась и сумма частных вкладов, хотя темпы роста немного снижаются. Это тоже говорит о доверии к банковской системе.
- Не подогревает ли обстановку положение с вхождением банков в систему страхования вкладов? Наверное, не все будут взяты в "светлое будущее", пройдут через сито нормативов?
- Видимо, у части кредитных учреждений такое беспокойство присутствует. Но что касается 13 наших региональных банков, все они подали заявки на вхождение в систему. Сейчас в них идет большая работа, "шлифуются" отдельные направления. Мы уже сделали свои предварительные оценки, проверив три банка. Результаты нас удовлетворяют. Будем готовить предложения для комитета банковского надзора Банка России. Окончательное решение - за ним.
- Первый зампред ЦБ Улюкаев сообщал, что на 6 июня желание войти в систему изъявили только около 360 банков. Все, как обычно, бросились догонять уходящий поезд в последний момент?
- У нас в регионе этот процесс происходил плавно. Первая заявка поступила в январе текущего года. Были и такие, кто немного помедлил. Не потому, что сомневался: входить - не входить. Дорабатывали документы, "приводили" свое положение и активы в соответствие с новыми, более жесткими критериями, установленными законом о страховании вкладов.
- Когда можно ожидать оглашения первых результатов?
- Осенью, в октябре-ноябре. Должна сказать, что ничего страшного не произойдет, если даже банк не войдет в систему. Он в этом случае должен до конца исполнить договорные обязательства перед своими вкладчиками. В законе нет положений, которые бы гласили, что он немедленно должен со всеми рассчитаться и свернуть деятельность. Если кредитное учреждение не заявило о желании вступить в систему страхования вкладов, оно просто не будет работать с новыми вкладчиками, а выполнить старые договоры обязано. Потом, оценив свои возможности, может переориентироваться на другой источник привлечения средств.
- Ожидать ли нам появления так называемых безотзывных вкладов, процент по которым может быть выше, чем по депозитам до востребования? Насколько серьезна под этим почва?
- Думаю, что будут и такие вклады. Но эта возможность провозглашена сейчас только в "Стратегии развития банковского сектора". Пока это не закон. Для чего нужны такие вклады? Чтобы сделать ситуацию для банков мягче, а их ресурсную базу предсказуемой во времени. Это сделает положение кредитного учреждения более устойчивым. Защитит его в кризисной ситуации, когда на рынке начинается паника. Банк в таких обстоятельствах не может моментально изъять деньги, которые уже разместил.
- Как скоро на нашем рынке появятся иностранные банки?
- "Дочки" филиалов зарубежных банков у нас уже есть. В основном в Москве.
- Делают ли они попытки проникнуть к нам?
- Да.
- А в области какие-то "иностранцы" уже обосновались?
- Зарубежные собственники - физические лица - есть у Мечел-банка. Новые же учреждения в последнее время не создаются. Правда, собственники теперь меняются более активно, чем в предыдущие годы. С чем это связано? Возможно, им становится неинтересен этот бизнес, поскольку банк не приносит ожидаемого дохода. Причин может быть много. Но, полагаю, в немалой степени на процесс повлияли разговоры о судьбе малых банков. Провозглашенная несколько лет назад идея о ликвидации организаций, имеющих капитал менее пяти миллионов евро (они должны были перестать существовать с 2007 года - Ред.) заставила кого-то продать акции. По имеющейся информации, в новой редакции "Стратегии" этот тезис, к счастью, убран. Такие требования могут быть предъявлены к новым банкам, но применять их к тем, кто уже работает и финансово устойчив, нет никакой надобности.
Думаю, и психологический фактор "испугал" некоторых акционеров. Сменились собственники в Златкомбанке. Сейчас они переводят его юридический адрес в Москву. Идет воссоединение банка "Миасс" с Челябинвестбанком. Но никаких неудобств для вкладчиков и других кредиторов это не создаст. Работа ведется грамотно. Число региональных банков в ближайшее время изменится по этой причине.
- Сегодня все активно обсуждают существование "черного списка" банков, составленного в 2003 году. Его никто не видел, но все боятся. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Такого списка у Банка России нет. Если он и выделяет какие-то группы, то исключительно в целях надзора, чтобы пристальнее за ними наблюдать, помогать при необходимости либо иным образом реагировать на отклонения от "правильного" курса. Разве это ущемляет вкладчиков? Такие действия Банка России в их интересах.
- Может быть, "черный список" - это попытка бороться с коррупцией?
- Банк России - не правоохранительный орган, а экономическая структура. Он помогает государственным органам технически реализовывать законодательство. Сам же действует только в том случае, если в ходе проверок выявляет нарушения. Работать по каким-то спискам нам не позволяет закон.
- А за советом к вам вкладчики обратиться могут?
- У нас нет права давать конкретную информацию. В первую очередь человек должен пойти в банк, с которым имеет дело, там выяснить все, что его волнует. Это поможет определиться с выбором.
Беседу вел Евгений КИТАЕВ
Комментарий эксперта
По мнению начальника фондового департамента финансового агентства "Мелком-Инвест" Юрия Ездина, к ситуации в банковской сфере вкладчикам надо относиться спокойно. Если держатели депозитов заберут все свои сбережения, то большинство банков понесет колоссальные убытки или разорится. Тем самым "паникеры" причинят вред не только себе, но и остальным. Юрий Ездин видит исключительно психологические причины для беспокойства и советует клиентам кредитных организаций успокоиться и ждать разрешения ситуации. По мнению аналитика, финансовый кризис стране не грозит.