09-07-97
"Челябинский рабочий" сообщал о том, что прокурор области Анатолий Брагин обратился в арбитражный суд с исками о взыскании ссуд, выделенных из областного бюджета ОАО "Аэропорт-Челябинск". Теперь мы предлагаем нашим читателям выслушать другую сторону. Сергей Яшин, генеральный директор Челябинского авиапредприятия (аэропорт - его дочерняя структура), так прокомментировал случившееся на недавней пресс-конференции:
- Наше предприятие готово выдвинуть встречный иск. Ссуда, которая была выделена нам два года назад, потрачена на покупку двух автобусов-неопланов. Прежняя администрация области должна была погасить эту ссуду взаимозачетом - за перевозку детей на отдых в Калининград (300 миллионов) и в Болгарию (600 миллионов). Приезд руководителей страны - Бориса Ельцина и Виктора Черномырдина - обошелся авиапредприятию в 600 миллионов. Эти деньги тоже должны были пойти в счет погашения ссуды. Но после смены власти об этом все забыли.
Мы содержим поселок, в котором живут не только наши работники, платим зарплату учителям, содержим медсанчасть. Эти дополнительные расходы составляют 10 миллиардов в год. Почему-то их никто не учитывает.
Исками прокурора власти хотят поставить нас на колени. Под видом борьбы за народ и его благосостояние идет обыкновенный передел имущества. Но разорив авиапредприятие, власти ничего хорошего не добьются. Сегодня авиапредприятие содержит две тысячи рабочих мест, платит налоги во все бюджеты. В прошлом году мы заплатили 38 миллиардов рублей налогов.
В целом по отрасли убытки в 1995 году составляли 83 миллиарда рублей, в 1996 году они возросли в 13 раз, а наше предприятие развивается и является сегодня восьмым в стране. "Трансаэро" считает нас своими конкурентами, к нам прислушиваются в Федеральной авиационной службе. А в области все больше непонимания.
Еще в январе меня пригласили в областную администрацию на встречу с Владимиром Букриным. Там прозвучало примерно следующее: либо вы отдаете нам аэропорт, то есть вокзал и автозаправку, либо мы вас разоряем. От объектов социальной сферы - поселка, школы и больницы - он отказался. Вскоре после нашей встречи вышло постановление главы областной администрации о создании государственного унитарного предприятия "Аэропорт". На сегодняшний день оно представляет собой группу людей (около 20 человек), сидящих на бюджетных деньгах и непонятно чем занимающихся. Подобные предприятия в нашем регионе есть в Кургане и Магнитогорске: они практически разорены, а летчики ходят без работы. К тому времени новая взлетно-посадочная полоса была практически закончена: не хватало лишь трех рулежных дорожек и оснащения. Реконструкция вокзального комплекса была проведена на 70 процентов. Сейчас стройки остановлены.
В марте на Челябинское авиапредприятие начался массированный натиск налоговой инспекции. Ее работники появлялись у нас с регулярностью раз в три дня. Сумма выписанных актов составила 90 миллиардов рублей. За этим последовали аресты счетов, блокирование работы предприятия, попытки наложить арест на имущество до рассмотрения исков в судебных инстанциях. Все суды прошли. И нам, наконец-то, дали спокойно работать.
Затем к нам пришло известие из Федеральной авиационной службы с просьбой прибыть на совещание в Госкомимущество России по поводу изъятия у авиапредприятия федерального имущества. Речь шла о том, чтобы передать федеральное имущество в унитарное предприятие "Аэропорт". Нас обвинили в том, что мы якобы все монополизировали и никого в Челябинск не пускаем.
Наши власти думают: если сюда пустить все авиакомпании, сразу же появится много денег и билеты станут дешевыми. Но это совсем не так! Аэропорт у нас федерального значения. До сих пор многие путают аэропорт и аэродром. Аэродром (взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и объекты управления воздушным движением) является федеральной собственностью, естественной монополией. Мы его не узурпировали, не распоряжаемся взлетно-посадочной полосой, а только эксплуатируем ее. Зарабатывая при этом прибыль, развиваем акционерное общество, содержим, как я уже говорил, две тысячи рабочих мест, социальную сферу и платим налоги во все бюджеты.
В Госкомимуществе был составлен протокол и председателю правительства области В. Уткину, который в этом участвовал, было четко сказано, что изъятие федерального имущества в пользу предприятия областного значения - унитарного предприятия "Аэропорт" - невозможно. В мае был поднят вопрос об отмене приватизации. Состоялся суд, решение которого все знают.
А на прошлой неделе мы получили телеграмму из Госкомимущества России. Она также была направлена в областной комитет по госимуществу и председателю правительства области. В ней отмечается, что передачу федеральной собственности государственному унитарному предприятию "Аэропорт" делать не следует: это приведет к банкротству Челябинского авиапредприятия. Нам предложено при получении решения арбитражного суда оперативно представить его в Госкомимущество России для подготовки апелляционной жалобы по указанному делу.
Записала Людмила БАТАЛОВА.