09-08-02


Музыка лечит и спасает

Челябинского композитора-песенника Татьяну Лоскутову называют уральским Паулсом

Многие челябинцы, наверное, помнят еще те времена, когда на том месте, где сейчас находится Вечный огонь, был сквер. В нем любили назначать свидания, посидеть на массивных лавочках, поболтать и покурить.

Сквер когда-то был у Главпочтамта

с красочным названием Париж,

И гуляли в скверике ребята,

С бабушкой и дедушкой малыш.

Сквер Париж встречал нас каждым летом

Радугой сиреневых цветов,

И гуляли мы с большим букетом,

Аромат вдыхая вновь и вновь.

Это строчки из песни "Танго Париж" челябинского композитора, концертмейстера и поэта-песенника Татьяны Лоскутовой. Она родилась в семье профессиональных музыкантов. Ее отец Леонид Сафонов был преподавателем фортепиано в женской гимназии N 1 (ныне школа имени Энгельса), потом настройщиком, лучшим в городе. Когда он одно время жил в Риге, даже настраивал инструмент Раймонду Паулсу. Ее брат Анатолий Сафонов - пианист, в прошлом солист филармонии, педагог, одно время работавший заведующим музыкальной частью Челябинского академического театра драмы, сделавший немало спектаклей с режиссером Анатолием Морозовым. Сейчас он возглавляет большую музыкальную школу в Шершнях. Младшая сестра Галина тоже музыкант.

- Татьяна, что вам из детства вспоминается больше всего?

- У меня был абсолютный слух, и на пианино я начала играть с трех лет. Мы тогда жили в частном доме. Анатолий уже учился в первом классе и очень любил играть в футбол. Он сажал меня за инструмент, а сам убегал через окно. Я на слух подбирала то, что тогда играл Толик, и упражнялась за него, чтобы ввести в заблуждение отца и чтобы он ничего не заподозрил. Все это нам до поры до времени сходило с рук. Однажды отец обнаружил обман, и нам попало, причем двоим, ведь мы были в сговоре.

- Почему вы оставили преподавательскую деятельность?

- Концертмейстерская работа меня всегда привлекала. Из школы искусств меня в ансамбль песни и танца Дворца пионеров переманил Михаил Вейцкин, обещая кроме всего прочего и зарубежные гастроли. Потом он уехал в Израиль, а я уже втянулась и до сих пор работаю с Лидией Молчановой, прекрасным хормейстером, художественным руководителем этого ансамбля. Работаю как концертмейстер хора. Участвовала в больших юбилейных и праздничных концертах.

- Что такое областной фестиваль "Хрустальная капель", лауреатом которого вы являетесь на протяжении многих лет?

- Он проводится ежегодно, и на нем мы показываем работу наших детей. Выступают хоры, детские эстрадные ансамбли. Кстати, на этих фестивалях поется много и моих песен. У меня уже вышел второй сборник под названием "На всякий случай", первый назывался "Школьный двор". Я действительно уже десятилетний лауреат этого областного фестиваля детского и юношеского творчества сначала как концертмейстер, потом как автор песен. Постепенно начала выставлять своих солистов и свои ансамбли.

- С кем из поэтов вы сотрудничаете?

- В последнее время работаю с нашей известной поэтессой Асей Горской и написала уже 20 песен на ее стихи. У меня в Новгороде живет сестра, я там часто бываю и давно дружна с деканом факультета журналистики Новгородского университета поэтессой Тамарой Сигаловой. На ее стихи я тоже пишу песни. Но вообще-то обычно я сама пишу и слова, и музыку. Как-то к международному фольклорному празднику я написала песню-гимн Новгороду. Здесь есть колокольные перезвоны, сменяющиеся красивой мелодией, отражающей бескрайность и величественность нашей Родины. Меня новгородская пресса даже называла уральским Паулсом, может, потому, что у меня мелодии тоже нежные и приятные.

Кстати, в школе искусств я работала с балериной театра оперы и балета Элеонорой Певхенен. И благодаря ей я написала тогда много балетной музыки. Я смотрела, слушала, что она говорила, и придумывала музыку.

- А как вы начали писать песни?

- Это связано с потерей двух близких мне людей. Сначала отца, а потом мужа Владимира Лоскутова, тоже известного в городе музыканта, прекрасного баяниста. Он сначала работал в областной филармонии в музыкальном ансамбле братьев Карачинцевых, а потом перешел в ансамбль песни и танца Дворца пионеров. Дело в том, что я его знаю со школы, с третьего класса. Потом дороги наши разошлись, и когда мы встретились во Дворце пионеров, он уже был разведен и я тоже свободна. И вот после его внезапного ухода я начала просыпаться по ночам, мне музыка стала сниться. Иногда у меня в голове вертится сразу несколько мелодий, и я не всегда успеваю их фиксировать.

- После смерти мужа не стало и вашей одиннадцатилетней дочки...

- Светлой памяти дочери Машеньки я тоже посвятила песню. Там есть такие слова:

Облака на рассвете

Вновь летят не спеша,

В нежном розовом свете

Поселилась душа.

Знаем, поздно иль рано,

Лишь Бог знает, когда,

Наши встретятся души

В розовых облаках.

Песня называется "Розовые облака". А после смерти Машеньки песен я стала писать еще больше, может, инстинктивно заслоняясь этим от перенесенных несчастий. А тем для песен бесконечно много, это весь окружающий нас мир: и первый снег, и приход весны, и появление ребенка, первая или последняя любовь, восход или закат солнца, шум прибоя, запах розы, несбывшиеся мечты. Мир огромен и вообще-то прекрасен.

- Как вам удается после стольких потерь оставаться таким светлым, открытым и жизнерадостным человеком, это далеко не всем дано?

- Мои песни и моя работа. Я постоянно занята. Так что зачастую или забываешь о своих ранах, или стараешься о них просто не думать.

Татьяна ЖИЛЯКОВА