09-08-06
Несмотря на все возрастающий интерес к китайской культуре, о ней, как правило, бытуют ложные или весьма упрощенные представления. Во многом о наличии таких представлений "позаботились" сами китайцы. Для европейцев они делали так называемые экспортные варианты декоративных интерьерных и других фарфоровых предметов.
На выставке частной коллекции китайского фарфора в зале декоративно-прикладного искусства областного музея искусств можно увидеть и вазу, насыщенную всевозможной символикой, содержащей пожелание пяти благ "по-китайски" (долгой жизни, просветленного сознания, почитания потомков, богатства и тихой старости). Европейское "предназначение" этого предмета выдает, однако, наличие привычных для нас атрибутов богатства (позолоты и росписи под инкрустацию драгоценными камнями, придающими вазе особую пышность и колорит экзотики). Такое угодничество вкусам объясняется отчасти тем, что древность цивилизации позволяла китайцам долгое время считать себя единственными культурными людьми, что и породило мысли о дурновкусии варваров (так в Китае называли другие народы).
Если посмотреть и сравнить представленные на выставке современные изделия, принадлежащие семье челябинских коллекционеров, можно заметить существенную разницу между экспортными и "своими" вазами. Последних гораздо больше, и они в соседстве с экспонатами выставки "Китайская грамота" позволяют знакомиться с основными традициями ремесла. Например, со знаменитыми стилями окраски (бело-голубой стиль, "румянец персика", технология искусственных трещин и другие). Любопытны также предметы садово-парковой культуры - фарфоровые столики и табуреты. Вещи эти вполне функциональны, ведь фарфор уникален тем, что прочен, как камень, из него делали даже водосливы на крыши домов и прочие предметы, предназначенные для бытовых нужд.
Челябинцам, не желающим оправдывать представления китайцев о культурном уровне европейских народов, интересно будет узнать о том, как определить настоящий фарфор. Согласно китайской поговорке, он должен быть "бел и прозрачен, как лунный свет, чист, как струя родника, и звонок, как гонг". В помощь познающим музей искусств надеется приобрести некоторые предметы коллекции для пополнения своего собрания современными фарфоровыми изделиями, сделанными в классической традиции.
Антонина ВИННИКОВА
Выставка "Китайская грамота" и экспозиция современного китайского фарфора работают до конца августа в зале декоративно-прикладного искусства Урала Челябинского областного музея искусств (пл. Революции, 1, тел. 266-27-05). Цена билета: взрослый - 50 руб., детский - 10 руб., студенческий - 30 руб., для пенсионеров и школьников - 20 руб.