09-09-03


За что дают награды?

В феврале 2002 года сотрудники ФСБ обнаружили на челябинском оборонном предприятии ОАО "Электромашина" два краденых газотурбинных двигателя к танку Т-80. Так началось одно из самых скандальных расследований в Челябинской области, о котором писала федеральная пресса.

Двигатели не имели документов, были упакованы в транспортные ящики. Эти и другие обстоятельства указывали на криминальную судьбу агрегатов. В ходе следствия начали появляться свидетельские показания и вещественные доказательства о причастности к незаконным операциям с двигателями генерального директора "Электромашины" Олега Бочкарева. В деле есть даже письменные свидетельства планируемого распределения прибыли от незаконной продажи двигателей, составленные рукой названного выше руководителя.

Случаи расхищения армейского имущества редкостью не являются. Но, как правило, замешанными в подобных преступлениях оказываются сами военные либо коммерсанты низкого пошиба. Директор оборонного завода, промышляющий армейским имуществом, - это новый, прежде недостижимый рубеж для криминального мира. Было бы логично предположить, что правоохранительные органы постараются завершить столь громкое и принципиальное дело в короткие сроки. Однако зона действия Уголовного кодекса, по-видимому, на людей такого уровня уже не распространяется и вопрос требует политического решения.

По крайней мере, с появлением в поле зрения следователей столь значительного лица уголовное дело явно стало затягиваться. Таинственным образом исчезают документы в Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ), правоохранительные структуры испытывают давление сверху, и сроки завершения расследования неоднократно переносятся.

Тем не менее дело практически с самого начала получило огласку в местной прессе и интерес к нему не ослабевает до сих пор. Во время февральского визита министра обороны Сергея Иванова в Челябинскую область журналисты задали главе военного ведомства вопрос о том, почему затягивается расследование подобных дел. Ответ министра, конечно же, сказавшего о необходимости всестороннего и объективного расследования, был однозначен: "Надо принципиальнее, строже подходить к таким вещам. И доводить дело до суда, и доводить дело до сроков. Я не жестокий человек, но за это надо сажать, потому что ущерб экономический наносится огромный. Один блок сняли, и вся система вышла из действия. Это действительно вредительство. Подрыв обороноспособности".

Чуть позднее появляется неофициальная информация о том, что, наконец, установлена военная часть, откуда исчезли двигатели, и выявлена вся цепочка, по которой прошли двигатели, прежде чем оказались на "Электромашине". Но, несмотря ни на это, ни на жесткое высказывание Иванова, Министерство обороны в лице ГАБТУ по-прежнему не проявляет к своему имуществу никакого интереса, и по этой причине дело несколько месяцев назад и вовсе приостанавливается.

Словно в пику словам министра Олег Бочкарев получает медаль "200 лет Министерству обороны". Вручают ему эту награду начальник ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев и генеральный директор Российского агентства по обычным вооружениям Александр Ноздрачев. Оба прекрасно знают о нехорошей истории, приключившейся в Челябинске, но словно забывают о ней.

Но и это не самое удивительное в этом награждении. Дело в том, что если бы даже и не было дурно пахнущей истории с двигателями, то и в этом случае Олег Бочкарев не имел никакого права на данную награду, так как по положению I медаль должна вручаться военнослужащим, прослужившим в Вооруженных силах не менее 25 лет. Вся служба директора ОАО "Электромашина" Олега Бочкарева ограничивается одним месяцем военных сборов в студенческие годы. Следовательно, кто-то из высших руководителей оборонно-промышленного комплекса специально занимался этим вопросом - включал Бочкарева в списки представленных к награде. Предназначение медали, в общем, тоже понятно - она должна выступить в роли адвоката оступившегося директора. Вот такую принципиальность и заботу о сохранности военного имущества иногда проявляют в кабинетах Министерства обороны. Тем временем самые современные танки Т-80, имеющиеся на вооружении Российской армии, стоят на приколе именно по причине изношенности двигателей, которые нечем заменить.

Павел СЕРГЕЕВ