09-10-04


Крылья Комарова

Создателю самого легкого в мире самолета исполнилось бы в этом году 80 лет

Из жилого дома "выехал" самолет. Подобные "крылья" не встретишь на аэродроме - это самоделка. И все же у нее судьба, достойная отдельной страницы в истории отечественной авиации.

Самолет этот называется "Малыш". Он был построен в 1964 году златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками - мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров. Одноместный "Малыш" оказался по тем временам самым легким в мире самолетом. Известие о нем облетело тогда страницы многих центральных изданий.

Книга Алевтины Левиной, одного из самых известных репортеров "Комсомольской правды", начинается очерком из Златоуста.

Есть в нем строки: "Пока прогревали мотор, они с трудом удерживали самолет на месте, а он рвался из рук, дрожа от нетерпения. Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты. И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная "Малышом", не была ни моделью, ни планером. Это был их первый "взрослый самолет".

Как-то, когда самолет уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый летчик Водопьянов. А потом слух о самолете-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова. Там заинтересовались новинкой: один из самых легких в мире самолетов, легче мотоцикла, а мотор аж 32 лошадиные силы. Для взлета "Малышу" нужно всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации:

Приходило много писем. Один чудак спрашивал, как мотоцикл переделать в вертолет. А из Америки пришло письмо от астронавта...

Комарова взяли - тогда еще без специального образования - в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиаинститут, что само по себе - случай уникальный. Работал консультантом по авиационной технике в Польше. Там под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, "Искра", АН-28. Комаров стал почетным гражданином Польши.

А когда вернулся в Союз, выйдя на пенсию, поселился в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков в нашем регионе.

Тогда я с ним и познакомился. Через справочное бюро нашел адрес, позвонил в дверь, а когда ее открыл убеленный сединами пожилой мужчина, спросил, здесь ли живет создатель "Малыша".

Тогда он уже работал директором клуба "Юный техник" производственного объ-единения "Полет". Зимой Лев Александрович неоднократно приглашал меня посмотреть на полеты. Один раз полетал на планере и я. Правда, в качестве второго члена экипажа, вместе с Комаровым. Полет длился секунд десять, высота - на уровне макушек деревьев на берегу Шершневского водохранилища.

Местное водохранилище использовалось в качестве летного поля только зимой и ранней весной. Планеры в разобранном виде, на специальных тележках, руками толкали по дороге. Путь в несколько километров занимал около двух часов. Картинка на льду была схожа с той, что видим на снимке, сделанном почти сорок лет назад на берегу Златоустовского пруда.

Еще одна цитата из "Комсомолки" 40-летней давности: "Пролетают над Златоустом большие самолеты, пролетают, но никогда не садятся - в уральском городе среди гор нет ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?"

Спустя годы эти же слова можно было повторить относительно многих челябинских мальчишек.

Есть у "Малыша" и младший брат. Через 20 лет в Златоусте ученик Комарова Вячеслав Рябинин, преподаватель труда школы N 4, построил самолет "Школьник". Изготовили его за полгода. К "Школьнику" приложили руки более 40 старше-классников.

"Малыш" одно время находился в Златоустовском краеведческом музее, пока Комаров занимался большой авиацией. Поселившись в Челябинске, Лев Александрович перевез свое детище сюда. Хотел его отреставрировать и подготовить к новым полетам.

Несколько лет назад Льва Александровича не стало. Ни о нем самом, ни про его самолет в энциклопедии "Челябинск" я ничего не нашел. Странно и грустно.

Позвонил Гуго Петровичу Петерсу, одному из "комаровцев", человеку уникальной судьбы, достойной новой "повести о настоящем человеке". От него узнал, что "Малыш" сейчас находится на Аркаиме. А Вячеслав Рябинин хотел, чтобы школьное конструкторское бюро в том самом Дворце пионеров, где когда-то работал Лев Александрович, носило имя Комарова.

Такая вот история про "златоустовские крылья".

Сергей БЕЛКОВСКИЙ

Малыш

одноместный моноплан, предназначенный для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса 100 километров от аэродрома. Размеры кабины - как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолета ЯК-18. На самолете применен двигатель ЛК-2 собственной конструкции.

Размах крыла - 6,9 метра, длина самолета - 4,75 метра. Вес пустого самолета - 110 кг, взлетный вес - 200 кг. Максимальная скорость - 110 км/час.