09-10-07


Мама, возьмем еще сестру!

Одинокая мать, у которой двое взрослых сыновей, взяла под опеку трех приемных дочек

Первая ласточка

Когда двое сыновей Мневары Пшеницыной выросли, обзавелись своими семьями и отделились, она осталась одна. Муж и отец детей ушел от них, когда Коле было полтора года, а Игорю - три месяца. С детства привыкшая к сутолоке большого семейства (росла среди семи сестер и двоих братьев, а зрелую жизнь без остатка посвятила детям), женщина с трудом терпела пустоту большого дома. Тогда, осмысляя совет родных, задумалась о приемном ребенке. Так появилась у нее первая дочка Надя, тезка ее родной сестры. Та в это же время забрала к себе старшего брата этой девочки. За девчушкой Мневара съездила в приют в Салаватский район Башкирии.

Девочке было год и два месяца, а она не пыталась ни ходить, ни "гукать", лежала в пеленках, по всему видна была задержка в развитии. Первые два года мыкались по врачам, сдавали анализы, проходили тесты и трудились, трудились. Шаг за шагом догоняли сверстников. И девчонка начала меняться, оживать, в полтора года пошла, в два заговорила.

Пополнение в семействе

Если первая дочка была для души, то вторая была для первой, а третья ради второй. Как звенья цепочки, тянули они за собой новых членов в семью. Дело было так. Год назад приемная Надя озадачила Мневару: "Мама, мне скучно одной. Давай сестру возьмем". Поехали в тот же самый приют.

- Мне Вилена понравилась, - рассказывает Мневара Насретдиновна, - а та и говорит: "Давайте еще мою младшую сестренку Свету возьмем". Пришлось пойти на уступки. Вот так поехала за одной девочкой, а привезла двух. Видно, это судьба, - улыбается женщина.

Когда родные и соседи увидели Свету, стали подшучивать: "Похоже, ты свою родную дочку привезла". И действительно, на приемную маму Света похожа больше, чем на родную сестру: Вилена - светленькая, голубо-глазая. А у Светы, как у новой матери, - огромные, индийского разреза карие глаза, своеобразный носик, а улыбка - ну просто один к одному с маминой. Света верит, что в каком-то колене у них с тетей Валей, так она пока называет приемную маму, есть родная кровь. И в слово "тетя" девочка намеренно вкладывает родственный смысл.

Запрет на прошлое

- Вы попали в приют, стало быть, до этого хлебнули тяжелой жизни, - спросила я у девочек и тут же пожалела об этом: двенадцатилетняя Вилена закрыла лицо руками и затряслась в рыданиях.

- Мы о прошлом решили не говорить, - пояснила Мневара.

Но Вилена утерла красные от слез глаза и все-таки рассказала историю их семьи. Когда родной отец ушел от них, на его месте появился чужой мужчина. Им не повезло со вторым браком мамы: отчим пил и бил ее, несмотря на то, что в семье появились совместные дети: близнецы Винер и Винера. Мать от такого отношения тоже начала пить. Так считает Вилена, подсознательно оправдывая родного человека, хотя из-за бесконечных пьянок дети были и не одеты толком, и не всегда накормлены. За внуками время от времени присматривали бабушка с дедушкой. Тот день, когда их родной отец приехал за дочерьми из соседней деревни, чтобы забрать их к себе, Вилена запомнит как самый страшный кошмар в жизни. Сначала переговоры насчет судьбы детей шли мирно. Но разливалось спиртное, отчим пьянел и, как всегда, наливался яростью. Когда в руках у него появился топор, думали, пугает, но захмелевший хозяин не шутил. На глазах у детей он зарубил их отца. Так развалилась и без того ненадежная семья: отчим попал в тюрьму, а мать лишили родительских прав. Сиротами остались двое детей от второго брака отца.

Еще Вилена рассказала, как в приюте ее младшие братишка и сестренка откручивали всем куклам головы. Когда воспитатели спрашивали, зачем они это делают, дети отвечали: "Чтобы кровь достать". Для малышей произошедшая трагедия была просто ярким представлением "анатомического" театра. Но кто знает, как она в действительности повлияла на их психику и как скажется на поведении в будущем. Странная привычка есть и у приемной Нади: она протыкает иголками и ножницами шарики и мячики, которые попадают ей в руки. Даже огромный мяч, на котором мог бы попрыгать взрослый человек, чем-то разрезала. Девочка не может объяснить, зачем она это делает, причина такого поведения осталась вне пределов ее памяти.

По маме как по Ленину

Девочек Мневара привезла в августе в легких платьицах и шлепанцах на босу ногу. Пособие на детей смогла получить только в октябре, а в школу собирали с миру по нитке. Одежду взяли в долг на рынке, вместо портфелей повесили на плечи дамские сумки. С нынешнего года введено единовременное пособие на опекаемого ребенка в размере 9 тысяч 200 рублей, но они не попали под этот закон.

Наставляя девочек, Мневара Насретдиновна повторяет подзабытый ленинский девиз "Учиться, учиться и учиться" и добавляет: "Жить и дружить". Старшие дочки не без гордости показывают грамоты, полученные за хорошую учебу и участие в общественной жизни, которая теперь у них бьет ключом. В особенности Света в прошлом году всех удивила - пошла в центр детского творчества "Ровесник" и записалась аж в пять кружков: аэробики, компьютерный, швейный, пластики из теста и изделий из кожи. Количество дополнительных нагрузок, конечно же, пришлось поубавить, иначе времени не хватило бы на все. Для развития способностей есть условия и дома: купили музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат. Дети обожают индийские танцы, разучивая их по пособию на видеокассете.

- Дочки у меня трудолюбивые, все время спрашивают: "А что еще делать?" - не нарадуется приемная мама, - а как порядок мы любим, в доме и моем, и убираем вместе.

Есть у них сад и огород, в котором старшим выделяют "подшефные" грядки. По-взрослому они дежурят и на кухне. Недавно, научившись на уроках труда, Вилена на всю семью напекла блинов. А Света Игорю носки связала, все в дырках из-за спущенных петель, но брат подарок похвалил, еще ногой притопнул и сказал: "Ай да хороши"!

Выдуманные праздники

Дети словно стремятся затушевать тяжелые воспоминания. Может быть, поэтому так любят праздники, что обычных календарных дней рождения им не хватает. Отмечают именины кошек, кукол и плюшевых мишек. Наряжаются, накрывают стол с газировкой и печеньем, поздравляют названных именинников и дарят подарки. На шуточных торжествах происходят и смешные курьезы. Как-то раз Игорь принес хлопушку, а вместо разноцветных конфетти из нее клочки газеты посыпались. Посмеялись и стали мусор подметать. По выходным - тоже праздничный поход по магазинам, посиделки в кафе, а летом походы на пляж или в лес на пикник. Вот такая дружная жизнь. Позавидовать можно белой завистью.

Этим летом в Кусу приезжал родной отец сыновей, об этом Мневара Насретдиновна узнала позже от его родственников. Те рассказали, что он посмотрел-посмотрел издалека на семью, на сыновей своих, статных красавцев, поплакал, да так и не решился подойти.

- Почему бы не встретиться с сыновьями, не поговорить по-мужски? - недоумевает Мневара.

На ее слова Игорь только горько усмехается. Он уже отвел в своей жизни роль родному отцу, она за кадром. Получая паспорт, он поменял имя, взял девичью фамилию матери и отчество по имени деда. Теперь по документам он Ильдар Насретдинович Мухаметдинов.

Мечты и проекты

Сыновья воспитаны матерью по-мужски. Успевают и свои семьи содержать, и мать не забывают. Без них дом не продержался бы и дня. Жилье стоит в самом конце улицы, что взбегает на высокую гору, поэтому ни колонки, ни колодца нет. За водой приходится ходить далеко вниз, почти за километр, чтобы навозить во фляге на стирку с баней, потратишь полдня. Хорошо, дети помогают. Но так мечтается о воде под рукой. У соседей есть скважина глубиной около сорока метров. Каждый пробуренный метр стоит сегодня почти две тысячи рублей, нетрудно посчитать, сколько будет стоить вода. Просили помощи в администрации, но там ответили, что в таких размерах финансовую поддержку оказать не могут, разве что от ста до тысячи рублей.

Многие из братьев и сестер Мневары тоже приняли в семьи не по одному ребенку, ее сын Коля взял под опеку мальчика. Только из тех, кто живет в Кусе, насчитали семерых, многие из них - братья и сестры. Есть мечта организовать семейный детский дом, жить и работать всем вместе. Обратились к главе района: дайте нам недостроенный дом, мы все строители, отделочники, отремонтируем и сделаем "конфетку". В администрации предложение оценили, бумаги направили в область. На том и встало дело.

Как поясняют социальные работники, такая форма, как семейный детский дом, пока широко не прижилась. Соответствующего закона, а значит, и беспроволочного финансирования сегодня нет. И мечты остаются мечтами.

Наталья УФИМЦЕВА