09-10-99


Кому война - мать родна?

Каждый день не только Россия - весь мир следит за развитием ситуации на Кавказе. Особенно напряженно всматриваются в экраны телевизоров родители ребят, участвующих в военных действиях. Есть среди них и наши земляки. Южноуральцы наверняка замечали, что нередко в телерепортажах мелькают "Уралы" специфического окраса. В современной армии они незаменимы: и для перевозки солдат используются, и для размещения 384 типов вооружений.

Кровавые события последних месяцев в Дагестане увеличили потребность армейских частей в неприхотливых и надежных грузовиках. Нынче впервые за два с лишним года Министерство обороны РФ разместило на УралАЗе прямые заказы. Первый - на 22 автомобиля, второй - на 150. Еще 86 машин заказало автозаводцам МВД России для подразделений внутренних войск. До 5 октября первая партия из 25 машин должна была поступить заказчикам.

Казалось бы, сейчас в заводских подразделениях должна кипеть работа. Однако в последней декаде сентября автомобилестроители трудились с большими перебоями. 29 сентября из-за отсутствия комплектующих встали агрегатчики. Того и гляди остановится главный конвейер. В самый неподходящий момент производство парализовано из-за конфликта, разгоревшегося между ОАО "УралАЗ" и ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод".

Некогда они были частями единого производственного объединения и жили дружно. Отношения испортились в начале 90-х годов после обретения самостоятельности и приватизации. ЧКПЗ, изначально ориентированный на УралАЗ и не располагающий конечной продукцией, вынужден был терпеливо ждать, пока автозавод расплатится с ним за поставку комплектующих. А тот вместо рублевого расчета навязывал поставщику бартер.

Отношения разладились окончательно с приходом на ЧКПЗ команды В. Гартунга, проявившего завидную настойчивость в отстаивании интересов своего предприятия. УралАЗ нашел более сговорчивых партнеров. В 1997 году началось создание альтернативного производства поковок и штамповок.

После введения на УралАЗе внешнего управления во взаимоотношениях с ЧКПЗ наступил новый этап. Внешний управляющий В. Панов по предложению В. Гартунга назначил своим заместителем генерального директора кузнечно-прессового завода Д. Френкеля. 11 декабря 1998 года был подписан договор, регламентирующий взаимоотношения между двумя предприятиями. Рождался он долго и в муках, однако партнерам удалось четко оговорить все моменты взаиморасчетов.

По настоянию ЧКПЗ официальным поставщиком его продукции для ОАО "УралАЗ" стал зарегистрированный в офф-шорной зоне (г. Снежинск) торговый дом "Меркурий". 11 процентов от стоимости полученных из Челябинска комплектующих миасцы обязались оплачивать "живым" рублем, остальные 89 процентов - поставками шасси (ЧКПЗ освоил выпуск спецтехники на базе "Урала" и стал успешно торговать ею). Схема взаиморасчетов делала экономически бессмысленной ценовую гонку, поэтому партнеры условились заморозить цены.

Казалось бы, настала пора забросить подальше "топор войны". Но как бы не так! В течение 1999 года по инициативе ЧКПЗ было подписано порядка 20 дополнений и соглашений к договору, суть которых сводится к постоянному повышению цен на поковки и штамповки, навязыванию УралАЗу кабальных условий. С 1 августа 67 процентов стоимости получаемых в ЧКПЗ поковок и штамповок автозаводцы оплачивают "живыми" деньгами, 33 процента - поставками шасси.

В августе автозаводцам объявили, что с 1 сентября ЧКПЗ поднимает цену своих изделий на 14 процентов. В результате переговоров ценовой скачок удалось отсрочить на месяц. Взамен челябинцы потребовали, чтобы в счет 67-процентной проплаты "живым" рублем автозавод поставил им шасси со значительным дисконтом. Первоначально речь шла о снижении цены на 44 тысячи, но в ходе торгов остановились на 14.

Однако экономисты автозавода отказались благословить такую сделку, поскольку подобный дисконт делает производство автотехники убыточным. 23 сентября внешний управляющий ОАО "УралАЗ" В. Панов предложил непростое решение: с 1 октября рассчитываться с ЧКПЗ только "живым" рублем. Казалось бы, в наши времена о подобном можно только мечтать!

- О нашем решении, - говорит заместитель внешнего управляющего Д. Френкель, - вечером 23 сентября я сообщил по телефону и.о. гендиректора ЧКПЗ Ю. Ивину. Мне тут же было заявлено, что цены на поковки и штамповки поднимаются в три раза, а отгрузка комплектующих автозаводу прекращается. Нашу машину, которая в это время находилась под погрузкой в ЧКПЗ, Юрий Александрович лично распорядился выгнать из цеха...

По словам Давида Яковлевича, внезапное прекращение отгрузки в нарушение всех и всяческих договоренностей стало излюбленным орудием в руках руководства кузнечно-прессового завода. Чуть что не по нему - в дело пускается этот "кнут". Причем о прекращении отгрузки заранее не извещают. Автозавод отправляет машины в Челябинск, тратится на топливо и зарплату водителям. А по прибытии на ЧКПЗ те узнают, что грузить их не велено...

УралАЗ был вынужден вспомнить об альтернативных поставщиках и обратиться к предприятиям Златоуста, Чебаркуля и других городов. Тем более что цены на поковки и штамповки там значительно ниже, чем у их коллег из Челябинска.

Ох, как не понравилось ЧКПЗ, что автозавод начал "ходить на сторону"! Дабы удержать выгодного заказчика, руководство кузнечно-прессового завода поставило УралАЗу очередное условие - брать поковки и штамповки только машинокомплектными. Автомобилестроителям это крайне невыгодно: ряд деталей в течение нескольких дней подвергается технологической доработке, а остальные собратья по машинокомплекту лежат в это время мертвым грузом. К тому же подобные заморочки лишают автозаводцев возможности пользоваться рыночными отношениями и брать комплектующие там, где выгодно.

Конфликт, с новой силой вспыхнувший на исходе сентября, чреват последствиями не только для экономики двух предприятий. Напомним: прервав в одностороннем порядке отношения с УралАЗом, ЧКПЗ препятствует выполнению срочного армейского заказа. Автозавод намерен восполнить недостаток комплектующих альтернативными поставками. Однако для этого потребуется дополнительное время.

Не хочется думать плохо о челябинских партнерах, но, похоже, сентябрьское обострение конфликта - вполне сознательная акция. Дескать, никуда автозавод не денется, ради армейского заказа и поставок на экспорт согласится на все условия.

Есть тут один момент, представляющий особый интерес для избирателей Советского округа. За их симпатии сейчас усиленно борется В. Гартунг, в ведении которого находится контрольный пакет акций ЧКПЗ и который до недавнего времени был генеральным директором этого предприятия. Если верить средствам массовой информации, Валерий Карлович сильно озабочен ситуацией на Кавказе, даже финансировал экспедицию в Дагестан для сбора правдивой информации. Но, видимо, забота о собственном имидже и об укреплении армии - две большие разницы.

Д. ФЕДЕЧКИН,

пресс-центр ОАО "УралАЗ".