09-10-99
Первая из них называется "Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Елены Петровны Блаватской" и продолжает популярную серию "Биографические ландшафты". Автор книги Говард Мэрфи, явный поклонник творчества Блаватской, тем не менее ухватил суть природы героини, на основе документальных свидетельств написав авантюрный роман.
Было с чего. Для одних Елена Блаватская - это безусловный духовный авторитет, для других - медиум, что на короткой ноге с духами прошлого. Она же - "политическая интриганка" и даже прообраз шарлатанов-психотерапевтов. Да и вообще женщина широких взглядов с большими глазами. Но в любом случае - личность в высшей степени творческая и неординарная. В ней как в капле воды отразились комплексы и страхи людей рубежа XIX-XX веков. Ей многие европейцы и американцы обязаны своим интересом к традиционной индийской мистике.
Перевел книгу Мэрфи челябинский профессор-историк Юрий Окунь. Его личное скептическое отношение к самой Блаватской (он упорно называет себя адептом марксистской методологии) в совокупности с хорошим владением языком несколько уравновешивает отсутствие критической дистанции самого автора. Разумеется, речь не о фактической корректуре, но об отсутствии пафоса.
Вторая книга - иллюстрированный справочник "Словарь символов" - также переводное (с французского) издание принадлежит перу неизвестной нам Нади Жюльен. Оригинальное издание вышло десять лет назад, потому можно считать его относительно свежим взглядом на мир символов. Этот мир интересен опять-таки своей почти мистической подоплекой. Ибо в разных культурах символы необъяснимым образом имеют сходные или одинаковые значения. Книга не претендует на академизм - есть в ней печать известной бессистемности. Но тем не менее она весьма любопытна и демократична по духу.
Наиболее удачным проектом среди присланных нам книг можно считать том "25 ключевых книг по философии" француза Реми Хесса. Он дает свою версию развития человеческой мысли от Платона до Сартра, популярно пересказывая основные идеи и расшифровывая понятия.
В отличие от похожих изданий, посвященных литературе (вроде "100 книг в одной"), изданных в "Урал LTD" ранее, "философские конспекты" наиболее уместны и оправданны. Трактаты мыслителей нормальному человеку читать недосуг, и никто его в этом упрекнуть не сможет. А литературу все же лучше прочесть и пережить самому. Конечно, неизбежен в таких случаях субъективизм автора сборника. Скажем, почему бы не стать 26-м "ключевым" Деррида. И тем не менее нужная, своевременная книга.
Айвар ВАЛЕЕВ.