09-11-00
В конце октября в Магнитогорске состоялось заседание ассоциации "Здравоохранение Урала", на которое съехались руководители медицины десяти регионов страны от Башкортостана до Тюмени и Ханты-Мансийска. В его работе принимал участие статс-секретарь, заместитель министра здравоохранения России Евгений Дедков.
Евгений Дмитриевич - наш земляк, в Челябинске начинал как врач-психиатр и сделал головокружительную карьеру. Причем практически всегда был "неприлично, не по должности, молод". Еще до тридцати преподавал на кафедре ГИДУВ, затем возглавил управление здравоохранения области. После получения высшего экономического образования в Москве прошел двухлетнюю стажировку в Японии. Мы попросили Евгения Дедкова об эксклюзивном интервью для "Челябинского рабочего".
- Чем вы занимаетесь в Минздраве, за что отвечаете?
- Заместителем министра я работаю с прошлого лета. Год - это как раз тот срок, который дает возможность понимать происходящие процессы и начинать в полной мере ими управлять. Может быть, мне было чуть легче - летом достаточно спокойно занимался с документами. Но кончились отпуска, и обрушился вал текущей работы. Ведь статс-секретарь - это официальный представитель министерства в Государственной Думе, который координирует работу по законотворчеству в области здравоохранения. А значит, я должен участвовать в заседаниях и работе комиссий по законодательной деятельности правительства России, комиссий и комитетов Госдумы, а для прохождения законопроектов сотрудничать со всеми политическими фракциями. Это достаточно большой, трудоемкий раздел работы и очень медленный - за день-два вопросы в Думе не решаются.
- Евгений Дмитриевич, расскажите о подготовке законопроекта, которым можно гордиться.
- Не так громко, но, безусловно, испытываю удовлетворение от того, что 26 ноября в Думе будет рассматриваться во втором чтении закон о борьбе с туберкулезом. Он предусматривает меры административного воздействия на лиц, уклоняющихся от лечения. Прохождение его вызвало немалые сложности. Представитель президента А. Котенков заявил, что такой закон не нужен. Но из 39 тысяч заключенных, освобожденных по последней амнистии, на учет в тубдиспансеры встали лишь 18 тысяч (меньше половины!). И это при нынешней сложнейшей ситуации с туберкулезом в стране, граничащей с эпидемией. С цифрами, фактами добились мы более лояльного заключения по проекту, потому что убеждены: закон этот необходим.
- А были медицинские законы, на которые не удалось получить "добро"?
- Законы по здравоохранению проходят нормально, благодаря очень жесткой и четкой юридической проработке. Но вот, например, аграрная часть Думы, производители табачной продукции, активно возражали против закона о табакокурении, и он так и не прошел. Мы сами сняли проект закона о медицинских изделиях. Он очень нужен, потому что нет в стране лицензирования по медтехнике, но проект сырой, недоработанный.
- А самому министерству не приходилось блокировать "хорошие" законы?
- В первом чтении прошла в Думе поправка к закону о лекарственных средствах, запрещающая ввоз импортных препаратов, аналоги которых производятся в России в достаточном объеме и высокого качества. Казалось бы, уж куда лучше. Да здравствует отечественный производитель и дешевые препараты! Если б не знать, что 90-92 процента всей фармацевтической продукции производится на импортных субстанциях. А за этой поправкой стоит г-н Брынцалов.
- К слову сказать, мы когда-нибудь дождемся закона о частном здравоохранении?
- Такой проект готов, но сначала, по порядку нужно принять закон о здравоохранении - он думский, очень большой по емкости, будет рассмотрен в первом чтении уже в ноябре.
- И все-таки чего ждать от него нам, потребителям? Какова позиция Минздрава?
- В день отъезда в Магнитогорск еще раз говорил с министром. Вот его позиция: вертикаль управления сверху донизу, вплоть до лечебных учреждений, районных больниц. Обязательная программа госгарантий населению, обеспечивающая доступность и качество медицинской помощи.
- Жесткая позиция, особенно по нынешним временам, впрочем, как и подобает военному.
- Сегодня в системе управления иначе нельзя - жесткость должна быть в убеждениях, в проведении линии. А методы, формы общения - пусть будут интеллигентными. Это как раз свойственно нашему шефу. Юрий Леонидович Шевченко, на мой взгляд, в первую очередь не военный, а ученый, настоящий кардиохирург с мировым именем. Потому в нашем министерстве приоритет науки.
Второе направление моей работы - это непосредственное курирование более ста научно-исследовательских институтов, их реструктуризация для эффективного использования научного потенциала, финансовых ресурсов, мощности лечебных учреждений. Ведь на базе институтов Минздрава оказываются наиболее сложные виды медицинской помощи, разрабатываются новые технологии. Тут мы очень плотно взаимодействуем с РАМН.
Кроме того, все семь заместителей нашего министра курируют регионы. И ездим мы достаточно часто. Последняя моя плановая поездка была на Дальний Восток. Но нередки и экстренные выезды: после аварии "Курска" я был в Видяево.
- Вот откуда там появились бригады психологической помощи родным погибших.
- А мне моя врачебная практика, работа в Челябинской области с очень сильным здравоохранением всегда шла в плюс, позволяла чувствовать себя уверенно в самых сложных ситуациях.
- Сейчас в семи федеральных округах создаются коллегии Минздрава. Ходят слухи, что вы возглавите Уральскую?
- Что касается меня, то, как говорил Марк Твен, слухи о моем возвращении весьма преждевременны. Приказ министерства о его представителях вышел в июне, двое уже назначены, вопрос с остальными решится в ближайшие две недели. Но, хочу подчеркнуть, создание округов и наших коллегий в них не решает социально-экономических проблем - все делается в самом регионе. Задача округов - приведение и унификация законодательства, единая государственная политика президента, укрепление властной вертикали.
- Позади год работы в министерстве. Вы можете сказать о каких-то значимых его итогах?
- Хорошо главному врачу: построил новый корпус - вот это мной сделано. В работе управленца результаты видны не сегодня. И все же основы законодательства по здравоохранению - 4, 5, 6 пункты, закон по туберкулезу - это то, что действительно нужно людям. Впервые Минздрав выпустил реестр новых медицинских технологий, узаконив их нормативно.
Казалось бы, десятки людей делали аппендиктомию без всяких норм и документов. И ничего. Но сегодня частный сектор врывается в здравоохранение, здесь крутятся большие деньги. И нечеткость в использовании новых технологий приводит подчас просто к шарлатанству. Одна из острейших для нашей страны проблем - наркомания. На беде делают деньги, пропагандируя методики, которые не приносят эффекта. Есть такие в Санкт-Петербурге, в Новокузнецке и в Челябинске, к сожалению, тоже. Вот почему был принят реестр, который станет еще одним шагом в наведении порядка.
Нина ЧИСТОСЕРДОВА