09-11-00
Только в осеннюю непогоду можно с непреодолимым чувством превосходства, сидя в теплом, уютном салоне автомобиля, слушая музыку и шум дождя, наблюдать за жалкими пешеходами, ломающими свои зонтики в попытках укрыться от пронизывающего их насквозь ливня.
Однако, как это часто бывает в жизни, нужно не просто дождаться осени, но и тщательно к ней подготовиться. Выберите выходные с еще хорошей погодой и проведите их наедине с НЕЙ. Потому что ее, твою машину, впереди ждут морозы и песочно-соляные ванны, метровые сугробы и гололед. Специальной подготовки и обследования в преддверии осенне-зимнего сезона требуют кузов, аккумулятор, тормозная система и система охлаждения, система смазки, шины, а также система отопления и вентилирования воздуха.
Кузов является самой дорогой "частью" автомобиля не только в смысле производства, но и, самое главное, с точки зрения возможного ремонта. Известно, что защитные покрытия новых российских автомобилей обычно теряют свойства в течение первого года эксплуатации. В дальнейшем, если не предпринимать дополнительных мер против коррозии, разрушение кузова достигает 20 процентов в год. Таким образом, через пять лет необработанный автомобиль должен чисто статистически развалиться на части и ты останешься наедине с мотором и другими уже бесполезными агрегатами.
На самом деле коррозия часто ведет себя еще коварнее. Первые два года она может быть почти незаметна, но потом кузов почти обвально покроется пятнами. Именно тогда, через три-четыре года, исправить положение уже не удастся, можно будет только поддерживать медленную агонию. Другой крайностью может стать шумоподавляющее покрытие днища автомобиля, которое при несоблюдении технологии или применении некачественных материалов на заводе отслаивается листьями в первые же дни. Коррозия днища такого автомобиля может составить 100 процентов в первый же год, и единственным выходом здесь может быть полная очистка и антикоррозийная обработка прямо на металл.
То, что необходимо сделать с кузовом автомобиля, в русском языке называется одним емким словом - "промовилить" (так же, как "ксерокопировать", вместо сделать фотокопию). "Мовилить" можно разными средствами, а не только распространенным некогда в Советском Союзе препаратом Мовиль. Более того, злые языки и рекламные проспекты утверждают, что новейшие Vaxoyl, Tectil и Rust Stop шагнули далеко вперед в деле преобразования и предупреждения ржавчины. Не будем вдаваться в технические и химические подробности процессов (это еще ок. 6 стр. печатного текста), отметим только, что это дело вкуса, личного опыта и совета друзей, а также состояния кошелька. Профессионалы, как правило, прилагают к обработанной машине фирменный бланк-гарантию производителя материала с голограммами,чего многие не знают и не требуют. Огромное число псевдопрофессионалов обрабатывают автомобили "левыми" материалами, внешне похожими на фирменные, при этом занимаясь ценовым демпингом. Хорошая обработка не может стоить дешево.
В автосервисе, в отличие от театра, все начинается не с вешалки, а с мойки. Кузов автомобиля нужно тщательно очистить от грязи и так же тщательно высушить. Любой антикоррозионный материал лучше класть на сухой металл, а не на мокрую грязь. Эта подготовительная операция очень важна. В кузове существует также огромное множество технологических и конструктивных пазух и карманов, не заметных при беглом осмотре, закрытых, к тому же, пробками и накладками. Для каждого автомобиля существуют подробная карта таких пазух и специальный инструмент для нанесения в них защитных покрытий (которые, конечно же, вы найдете на профессиональной СТО). Любителям же персонального обращения со своим автомобилем можно порекомендовать подробные статьи в журнале "Автомеханик", детально описывающие антикоррозийную обработку самых популярных моделей. Настоятельно рекомендуем также поставить подкрылки, но только купленные в серьезном магазине или СТО, а не на обочине дороги. Иначе вместо защиты арок они могут лопнуть на морозе или, зацепившись за препятствие, и попасть в рулевую трапецию и механизмы привода.
Следующим ключевым элементом шоферского благополучия зимой является аккумулятор. Вспомните, как он вел себя летом. Если он "в возрасте" и есть малейшие подозрения на его "здоровье" - купите новый. Зимой аккумулятор будет стоить дороже, да и откажет в самый неподходящий момент - на морозе или при поездке за город. Зимняя эксплуатация особенно жестоко обходится с аккумуляторными батареями. Плотность электролита значительно меньше летней, и пусковой ток его снижается иногда на 60 процентов, одновременно с этим замерзший двигатель требует на 20-40 большей мощности для прокрутки. Ежедневная эксплуатация также представляет собой набор трудностей и препятствий - работа многочисленных нагревательных приборов сочетается с самым коротким световым днем и, значит, необходимостью светить почти круглые сутки.
Вместе с аккумулятором нужно принципиально проверить электрическую систему и пуск двигателя. Заведите его несколько раз, и опять же при малейших сбоях или неровностях следует посетить врача (механика СТО). Зимой проблема одного-единственного замкнувшего на массу провода может превратить ваш теплый и уютный автомобиль в застывшую безжизненную глыбу железа. Проверьте визуально контакты и зачистите те из них, которые показывают явные признаки окисления. То же относится и к местам соединения аккумуляторной батареи и кабелей электросистемы. Незаметным при беглом осмотре, но самым серьезным дефектом может стать слабое натяжение ремня генератора. Оно ведет к постоянной недозарядке батареи, и его следует устранить регулировкой. В автомобилях, оснащенных хорошей музыкой, могут быть проблемы иного рода. Если в автомобиле стоит хотя бы один усилитель мощностью 600 Вт, то стандартный генератор вообще будет не в состоянии заряжать аккумулятор. Необходимо менять генератор на более мощный, они выпускаются специально.
Аккумулятор следует очистить от накопившейся на его поверхности грязи и кислотных выбросов (последние могут быть практически незаметны на глаз). Если батарея твоего автомобиля имеет советское, югославское или, скажем, китайское происхождение и залита сверху мастикой, то при ее очистке следует применять раствор кальцинированной соды. Менее критичен состав моющего средства для аккумулятора с пластиковой верхней крышкой. Почти беспроблемны те из них, которые выполнены по так называемой необслуживаемой технологии и не имеют заливных пробок. В противном случае пары кислоты окружают пробки кольцами и создают токопроводящую дорожку, замыкающую контакты. Ток, идущий по ней, невелик, но постепенно, особенно в зимних условиях, разрядить аккумулятор он может. Последнее по порядку, но не по значению - батарею перед эксплуатацией зимой нужно как следует зарядить в стационарных условиях. n