09-11-01


Чтобы хлеб не дорожал

Рассказывает первый заместитель губернатора Андрей КОСИЛОВ

- Андрей Николаевич, завершилась уборка. Думаю, что ее результаты волнуют абсолютно каждого жителя области. На ваш взгляд, как мы проживем этот год?

- На сегодняшний день основной объем уборочных работ выполнен, есть небольшая часть посевов пострадавших от засухи, града и снегопада. В этом году намолочен один миллион 600 тысяч тонн зерна. Это почти на полмиллиона тонн больше, чем в прошлом году. Показатели урожайности в среднем на четыре центнера с га выше, чем в прошлом году. В прошлом году мы имели 9,9, это крайне низкий показатель, в этом году 13,9 центнера с гектара - урожайности зерновых. Нас эти показатели особо не радуют, они не создают основу для того, чтобы все без исключения хозяйства области работали прибыльно и рентабельно. Но тот факт, что большая половина хозяйств области в этом году получила хороший урожай и у нас порядка 50 хозяйств, которые имеют урожайность 20 центнеров с гектара и выше, конечно, радует. Собранный урожай зерновых обладает необходимыми качественными характеристиками: 80 процентов убрано продовольственной пшеницы третьего и четвертого класса, которая используется на хлебопечение. Если сравнивать с результатами прошлого года, то в абсолютном весе мы вырастили больше пшеницы третьего и четвертого класса. Заверяю, что выращен тот объем, который необходим для обеспечения хлебом населения области и животноводческих комплексов, сделан необходимый запас зерна. В результате аграрной политики, которую проводит власть, значительное количество зерна осталось в распоряжении самих крестьян. И уборка селянам в этом году обошлась значительно дешевле: они покупали у продовольственной корпорации топливо со скидкой 10-15 процентов, они продавали ей зерно дороже, чем покупали посредники. В результате дополнительный ресурс - несколько сотен тысяч тонн зерна - остался в распоряжении крестьян, что дает им возможность дождаться благоприятной ценовой конъюнктуры на рынке и с максимальной выгодой продать этот хлеб. Впервые, может быть, за последние годы расширились возможности крестьян распорядиться самостоятельно плодами своего труда в результате совместной политики селян и администрации области.

- Тем не менее сейчас очень много говорят о качестве зерна. Ваши оппоненты считают, что испечь хлеб из зерна четвертого класса, как вы предлагали сделать предприятиям, которые возглавляет Михаил Юревич, невозможно. Недавно всем продемонстрировали хлеб, испеченный-таки из этого зерна. Он был очень нетоварного вида, плох по качеству. А необходимые добавки, как утверждают, очень удорожают хлеб.

- Не так далеко от Челябинска находится Магнитогорск. И ни одного замечания по поводу низкого качества зерна мы от них не получили, хотя магнитогорский комбинат "Ситно" производит в год ни много ни мало - 60 тысяч тонн муки. Цены на некоторые сорта хлеба даже ниже, чем в Челябинске. Секрет заключается в том, что профессиональные хлебопеки знают, что зерно нового урожая не рекомендуется в течение двух-трех месяцев использовать для выпечки хлеба. Прежде чем его начнут использовать в хлебопечении, зерно должно отлежаться, образно говоря, набрать клейковину, пройти необходимый цикл созревания. Кстати, запасы зерна старого урожая, так называемого улучшителя, на магнитогорском "Ситно" сделали аж до нового, 2002 года. В том, что сегодня зерно нового урожая так скоропалительно пытаются использовать в хлебопечении, я ничего, кроме политической провокации, попытки подготовить общественное мнение к повышению цен на хлеб, не вижу. Я понимаю, что мы смогли в этом году путем действий налоговой полиции, налоговой инспекции, политического давления побудить предприятия, которые вошли в группу "Макфа" - Первый хлебокомбинат, Сосновский КХП, - к тому, чтобы они добросовестно платили налоги. Сегодня нам удалось получить данные, которые показывают: рентабельность производства хлеба на Челябинском хлебокомбинате N 1 чрезвычайно высока. Только на перепродаже хлеба через тувинские фирмы хлебокомбинат получил за 2000 год и первый квартал 2001 года прибыль порядка 42 миллионов рублей. Средняя рентабельность по реализации составила 33 процента. Согласитесь, что это мало вяжется с теми утверждениями, что вот-де хлебопеки работают себе в убыток.

Когда закончилась монополия переработчиков на рынке зерна и администрация области стала договариваться с крестьянами без посредников, когда мы побудили группу этих предприятий платить налоги в гораздо более полном объеме, чем они это делали ранее, естественно, у них возникало желание каким-то образом восстановить упущенную выгоду. Сделать это можно за счет двух источников. Во-первых, объяснив покупателям, что надо повышать цены на хлеб, и обвинив в этом власть. Во-вторых, объяснив крестьянам, что у них "плохое" зерно, побудить крестьян к тому, чтобы они снизили цену на зерно. Вот этим и занимается на сегодняшний день группа известных всем нам предпринимателей. Фактически, под прикрытием депутатских мандатов, они преследуют свои корыстные интересы, пытаются доказать людям, что они бедные, сирые и убогие. А по сути, просто не хотят делиться и расставаться с теми сверхприбылями, которые имели эти предприятия, на которые они, собственно, развивались. Специалисты знают, что каждый год возникают проблемы с качеством зерна после уборки. Поэтому профессионалы создают запасы улучшителя, зерна старого урожая вплоть до нового года и обеспечивают равномерное формирование помольных партий, когда зерно нового урожая смешивают с зерном старого, с улучшителем, для выпечки качественного и относительно недорогого хлеба.

- Однако хлебопеки сейчас предпочитают закупать зерно в Оренбурге, Казахстане. Не получится ли так, что наши фермеры, наши хлеборобы останутся со своим заготовленным зерном и вынуждены будут продать его по бросовым ценам?

- К этому и пытаются привести все дело. Раз в уборку не удалось у крестьян по дешевке скупать зерно, значит, сейчас надо подготовить общественное мнение к тому, что надо снижать цены. Так и происходит в других территориях, где власть не защищает интересы крестьян. Многие видели сюжет по центральному телевидению, как зерно гниет в Омской области. После этого сюжета скупщики зерна снова снизили цену на хлеб на 200-300 рублей. Все разговоры о том, что у нас зерно не такое, качество низкое, преследует одну цель - снизить конкурентоспособность области. Эти разговоры доходят до других покупателей зерна, и к нам в область просто не приезжают те покупатели, которые могли бы составить конкуренцию на рынке. Крестьянам и всему Южному Уралу наносится прямой экономический ущерб.

Говорят, что цена в Продкорпорации, которую дают за зерно - сначала 2500, а сейчас 2200 рублей, - слишком высокая. Но я получил последние исследования Института конъюнктуры аграрного рынка, где записано: Московская область - 2300 за зерно четвертого класса. Тверская - 2400, Ленинградская область - 2700. Практически цены, по которым мы сейчас принимаем зерно у крестьян, общероссийские.

Наши земледельцы не проиграют. Они уже однозначно выиграли от той политики, которую проводит область. Сегодня очередь стоит из руководителей хозяйств, и они это сами подтвердят, кто желает работать с Продовольственной корпорацией.

Проблема дефицита не касается интересов жителей области: себя зерном для продовольственных нужд мы обеспечили полностью, даже с лихвой. Ведь нам нужно сегодня ежедневно 800-900 тонн муки. А если брать наши крупные перерабатывающие предприятия, а они за 10 лет, удвоив мощности, довели их до 1850 тонн в день, значит, эти структуры ориентированы на то, чтобы большую часть муки вывозить. Речь идет о бизнесе Сосновского КХП и других. Но это же несерьезно, когда нас фактически обвиняют в том, что не развиваем сырьевую базу для предприятий, которые принадлежат частному капиталу, конкретным физическим лицам. Мы говорим: "Это ваша забота. Нам хватает зерна, чтобы обеспечить потребности населения области. Поэтому, если вы хотите заниматься вывозом муки из области, что, безусловно, положительный факт, то поддерживайте селян так, чтобы у нас урожайность была не 14, а 20-30 центнеров с гектара".

За последние 10 лет крестьяне стали самой нищей категорией в стране. Не разбогатело и население. И по какому-то "странному", как казалось, стечению обстоятельств между крайне нищими крестьянами и не очень богатым населением вдруг появились очень богатые переработчики, которые развиваются, покупают все новые предприятия, занимаются техническим перевооружением, покупают СМИ, занимаются PR-компаниями. Значит, они занимались распределением финансовых потоков исключительно в свою пользу. Мы не против того, чтобы переработчики зерна, хлебопеки жили и развивались. Но мы за то, чтобы этот процесс сопровождался уплатой налогов, ростом благосостояния крестьян. И самое главное, чтобы нам не рассказывали сказки по поводу того, какие низкие прибыли у хлебопеков. Прибыли, как показали проверки, очень высокие. Сдерживать цены на хлеб - это то, чего мы хотим добиться. И добиваемся!

Те же, кто сегодня так яростно нападает на администрацию, думаю, через некоторое время, еще скажут нам спасибо. Потому что мы в свое время их предупредили, что увеличение производства зерна, вложение денег в землю, в семена - это прежде всего их интерес. Чем больше и мощнее будет сырьевая база в Челябинской области, тем больше в перспективе выиграют те, кто занимается производством муки, изделий из нее. В конечном итоге наша политика носит долгосрочный характер, она направлена на защиту интересов крестьян, населения и переработчиков.

Интервью взяла

Наталья КАРПЕНКО

Уборочная на финише

Районы Убрано всего

в % намол., урожай,

к плану тыс. т ц/га

Агаповский 100 38,3 11

Аргаяшский 100 46,3 17

Ашинский 100 96 8

Брединский 100 127,2 11,8

Варненский 100 101,9 10,8

Верхнеуральский 97 60,4 10,8

Еткульский 94,4 40,7 16,7

Карталинский 96,9 48,3 10,2

Каслинский 93,8 23,8 14,3

Кизильский 98,7 48 7

Красноармейский 98,7 43 18

Кунашакский 98,9 23 12

Нагайбакский 98 78 12

Нязепетровский 76 75 12

Октябрьский 100 124 16

Саткинский 100 71 18

Сосновский 95 41 20

Троицкий 96 108 15

Увельский 100 64 16

Уйский 100 69 14

Чебаркульский 91 57 20

Чесменский 100 124 17

Пласт 100 83 10

Итого 98,6 1591 13,8