09-11-01


Кто заказывает рынок энергии?

С 1 октября в Челябинской области действуют новые энерготарифы

В среднем тарифы на электроэнергию увеличились на 10 процентов, а на тепло - на 8 процентов. Постановление региональной энергетической комиссии (РЭК) о введении новых тарифов опубликовано в газете "Южноуральская панорама". После введения в действие новых тарифов мы взяли интервью у начальника планово-экономического отдела АО "Челябэнерго" Сергея Михайловича Власова.

- Сергей Михайлович, насколько же произошло повышение тарифов для основных групп потребителей?

- Региональная энергетическая комиссия произвела следующие изменения: для промышленных потребителей стоимость электроэнергии увеличилась на 12%, для бюджетных - на 5%, а для населения на 10%. За тепло промышленные предприятия будут платить больше на 16%, а тариф для жилищных организаций не изменился.

- Чем было вызвано обращение АО "Челябэнерго" в РЭК с предложением пересмотреть тарифы и обоснованием этого предложения?

- Затраты на покупаемую АО "Челябэнерго" электроэнергию на федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ) составляют более 30 процентов бюджетных затрат энергокомпании. В текущем году уже дважды решением федеральной энергетической комиссии произошло повышение стоимости электроэнергии с ФОРЭМ - с 1 января и с 1 июня. Первое повышение было частично учтено на региональном уровне при вводе с 15 января новых тарифов, а второй прирост стоимости электроэнергии с ФОРЭМ не был учтен действующими тарифами, установленными РЭК с 15 мая. Из-за этих "тарифных ножниц" Челябэнерго за первые шесть месяцев 2001 года понесло ущерб в 200 млн. рублей. До конца года, если бы существующий небаланс расходов и доходов сохранился, убытки Челябэнерго достигли бы 650 млн. рублей. Новые тарифы позволяют компенсировать повышение цены электроэнергии на ФОРЭМ, затраты на повышение цены местного угля и потери от снижения тарифа на электроэнергию железной дороге на электротягу. Но даже после 1 октября Челяб-энерго не покрывает всех своих обоснованных затрат и может выйти к концу года с убытком в размере около 100 миллионов рублей.

- Некоторые потребители Челябэнерго, особенно из числа крупных, финансово устойчивых промышленных предприятий, например АО "Мечел", настойчиво смотрят в сторону ФОРЭМ, надеясь именно на этом рынке обрести для себя энергетический рай.

- Я не исключаю того, что они снизят свои затраты на электроэнергию на 20-30%, но произойдет это, как уже имело место с ЧЭМК, за счет сброса так называемого перекрестного субсидирования. Они просто перестанут оплачивать в тарифе более низкую стоимость электроэнергии для бюджетных и сельскохозяйственных организаций, населения. В Курганской области нет крупной промышленности и 90% ее потребления составляет электроэнергия с ФОРЭМ. Тарифы для потребителей там существенно выше, чем у нас. В Курганской области нет крупных потребителей, через которые можно было бы дифференцировать, распределять тарифную нагрузку.

Финансово на ФОРЭМ неуютно: расчеты ведутся понедельно по жесткому графику. Недоплатила, допустим, наша энергокомпания в первую неделю месяца 20 процентов, в третью получает ограничения на 20 процентов. Дальше выбор небогат: либо ограничивать потребителей, в том числе и тех, кто исправно платит, либо по тройной цене покупать недостающие киловатт-часы. Отношения же Челябэнерго со своими потребителями более щадящи. Мы согласовываем индивидуальные графики платежей, учитываем финансовое положение потребителя, даже такой момент, когда он получит контрактные деньги за свою продукцию.

- Челябэнерго против создания энергетического рынка и всячески препятствует его приходу?

- Обеими руками - за! Мне лично, как менеджеру, интересно, когда какая-то часть бизнеса Челябэнерго будет в рынке: надо будет четче планировать, точнее рассчитывать, больше рисковать и нести большую ответственность за свои действия. Будет больше возможностей для маневра. Внутриобластной рынок энергии реально можно создать за 3 месяца. Допустим, на базе челябинских станций организуется Челябинская теплогенерирующая компания (ЧТК), а на базе Южноуральской ГРЭС и Аргаяшской ТЭЦ - Региональная генерирующая компания (РГК). Вместе с ФОРЭМ мы получим трех независимых производителей энергии, которые конкурируют между собой, а потребители выбирают себе поставщика электроэнергии. За счет этого потребители смогут сократить свои издержки на энергозатраты.

- Как эта идея согласуется с идеологией правительства России и РАО "ЕЭС России" по реформированию электроэнергетики?

- Идеология одна и та же: вывести генерацию на рынок, сделать этот бизнес конкурентным, свободным от других составляющих - транспортировки и регулирования энергопотоков. "Областной ФОРЭМ" позволит потребителям оптимизировать свои затраты как на "жестком" общероссийском рынке, так и на более "мягком" внутриобластном.

- Стратегия ясна. За чем же дело стало?

- Должен быть главный зачинщик всего процесса, например, в лице областной власти или группы потребителей. Должно появиться главное заинтересованное лицо, которое эту идею подталкивало бы к реализации. Сейчас, когда концепция преобразований электроэнергетики не приобрела окончательных форм, идею внутриобластного рынка энергии можно было бы воплотить в жизнь и войти с ним в 2002 год. Четвертый квартал - это тот временной промежуток между "вчера", когда рано, и "завтра", когда уже поздно. И второе, с учетом новых отношений необходимо разработать и утвердить новые подходы к тарифообразованию.

- А Челябэнерго?

- В одиночку всю работу мы сделать не сможем. Другие, более близкие проблемы требуют внимания: вхождение в зиму, снижение издержек, выплаты долгов кредиторам и так далее. Тут должна быть слаженная работа Челябэнерго, потребителей, РЭК, администрации, организационных проектировщиков, юристов.

- Нет ли здесь подводных камней?

- При создании новых генерирующих компаний в качестве новых юридических лиц встают два сложных вопроса: регистрация имущественных прав и согласование подходов к тарифообразованию с РЭК. Но вопрос собственности можно на время отложить, в то же время создать новые генерирующие компании как более обособленные филиалы Челябэнерго. Поменять их статус, чтобы они могли заключать с потребителями договоры купли-продажи энергии. Более важным для рынка является создание новой схемы формирования тарифов для потребителя, которая напрямую зависит от РЭК.

- Будет ли конкурентоспособной по цене электроэнергия ваших ЧТК и РГК, например, с ценой электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ АО "Мечел"? Директор "Мечела" А. Иванушкин заявляет, что себестоимость киловатт-часа его ТЭЦ ниже отпускного тарифа Челяб-энерго.

- Было бы странно, если было бы наоборот. Сравниваются несопоставимые величины - цеховая себестоимость "Мечела" и отпускная цена "Челяб-энерго". Цеховая себестоимость - это лишь часть стоимости энергии. Она не учитывает ни накладные расходы, ни налоги, ни абонентную плату РАО "ЕЭС России", ни затраты на передачу. Накладные расходы АО "Мечел" могут с лихвой перекрыть декларируемую себестоимость одного киловатт-часа, если их включить в стоимость энергии. Кроме того, насколько я знаю, ТЭЦ "Мечела" сжигает попутный газ - отходы металлургического производства.

А что касается конкуренто-способности - на то и рынок, чтобы потребитель мог выбрать более выгодного поставщика. Считаю, что возможности для участия в конкурентной борьбе у нас есть.

Беседовал

Александр ТЮЛЬКИН