09-11-01
Алена СОЛНЦЕВА
ИА "Резонанс-Профи"
Телезрители РТР, так и не разгадав до конца "Семейные тайны", приступили к заглядыванию в чужие "Московские окна". ОРТ отстреливается короткими очередями, после "Пятого угла" перейдя к "Убойной силе-2", а ближе к выходным предлагая "Каменскую". Прошлогоднее обещание выполнено - страна перешла от латиноамериканского "мыла" к отечественной продукции, сгоряча названной в анонсах высокохудожественной. Поэтому рекламные слоганы сериалов обещают отличных артистов, талантливых режиссеров, пленку "Кодак" и вообще все самое лучшее. Проекты позиционируют себя как "настоящее кино", в силу обстоятельств вышедшее в телевизионном формате. Это как раз зря.
"Пятый угол" более всех претендует на художественность. Сценарий написал известный писатель Алексей Слаповский, мастер закрученных сюжетов и мерцающей реальностями среды. Но все это в прозе. В сериальной упаковке сюжет топорщится немотивированными поступками, характеры не складываются, обстоятельства зияют логическими прорехами, а среда и атмосфера отсутствуют. Из множества сюжетов более или менее последовательно складываются истории сценариста, сыгранного Игорем Золотовицким, и финского любителя русских красавиц в исполнении Авангарда Леонтьева. И тот, и другой сюжет - фарсовые, комедийные, а все, что касается лирического и житейского, в фильме режиссера Сергея Газарова вызывает недоумение. Герои кажутся слабоумными, поскольку никаких внятных причин для их действий обнаружить не удается - тот любил, потом - разлюбил, потом опять полюбил, а этот все время любил, но сказать не мог, а сейчас понял, что любит другую. Все эти пуды разнонаправленных любовей никак не соединяются ни в портрет поколения, ни в связную интригу.
При этом задумываешься: до чего же узок круг профессионалов, и как бы ни было много артистов в России, на телеэкран попадают одни и те же пятнадцать человек. Даже молодые новые актеры почему-то появляются на всех каналах разом, как будто "все об одном подумали". Наблюдать Андрея Панина в двух лицах на двух каналах уже смешно, но дебютант Егор Бероев, ежедневно появляющийся сначала на РТР, а потом на ОРТ едва ли не в одной и той же роли, но в разных сериалах, - чистый анекдот. Конечно, актер молодой, красивый, обаятельный и все такое, но скильки ж можно, товарищ продюсер?
О "Семейных тайнах" гласили даже рекламные щиты на дорогах. Тайна оказалась одна - герои слишком любят деньги, а потому жизнь их наказывает. Поначалу сериал ошарашивал полным отсутствием правдоподобия. Но потом стало понятно, что в предложенном формате никакой логики искать не приходится, кроме логики мелодрамы, по которой плохие должны хороших гнобить по полной, зато потом хорошие должны получать сторицей, а плохие быть наказаны. Счастливый конец мело-драме необязателен, но возмездие необходимо. Чувства должны быть сильными, мотивы - простыми и понятными. В условной до стерильности атмосфере. По анекдоту: "Я открою тебе страшную тайну: твоя настоящая мать погибла в шестилетнем возрасте!". Все в шоке.
Только про высокохудожественный уровень не надо, а надо грамотно, толково и чтобы по картинке не сильно отличаться от блока рекламы. Поскольку сериал и реклама - близнецы-братья. Их непременное соседство обязывает производителей подтянуться. В лучших рекламных роликах что важно - качество изображения, внятный сюжет, удачные реплики. Это и главные достоинства сериала.
В "Семейных тайнах" как раз телезрителя держит интрига: спасут ли героиню из психушки, уйдет ли герой из семьи, отсудят ли ребенка? И ничего, что действие течет медленно, а события выдавливают в час по чайной ложке - простые эмоции схватывают крепко. Но зато из числа зрителей выпадают те, кто начала не видел. Для них существуют другие сериалы с общими героями, но без объединяющего сюжета. "Каменская", например. А вот "Убойная сила" или "Менты" - для тех, кто вообще за сюжетом не следит. Занят домашними делами или не в силах сфокусироваться. Он диалог слушает и кайф ловит. Но в таких случаях надо, чтобы диалог был смешной и "жизненный". Успех первых "Ментов" на том и держался, что с героями знакомились, как с реальными людьми, через треп, подшучивания, а режиссерам удалось на пленке запечатлеть то же необязательное, но "вкусное" течение жизни. Сегодня в чеченских сериях "Убойной силы-2" сделана ставка на ту же ткань обыденности, однако в более отшлифованной форме, что делает картинку профессиональнее, но лишает обаяния непреднамеренности.
Новый почин на РТР - сериал как способ идеологического воздействия. Министр печати Михаил Лесин и руководитель канала Александр Акопов лично вдохновили "Московские окна". Судя по всему, задачей было, используя модный и тем же телевидением актуализированный стиль старого кино, рассказать о прежней жизни чистую правду. Чтобы и ностальгическое умиление сохранить, и прошлое медом не казалось.
В общем, сериалов столько, что каждый может выбрать на свой вкус. Нет только таких, о которых, как об идеале, мечтают первые лица каналов: "Семнадцать мгновений весны", "Тени исчезают в полдень", "Сага о Форсайтах" - неспешных кинороманах, вдумчивый просмотр которых обогащал и завораживал. n