09-11-05
Каким должно быть питание школьников и что могут предложить специалисты в этой области школьным столовым? Об этом - беседа корреспондента "Челябинского рабочего" с заведующим кафедрой технологии общественного питания ЮУрГУ, доктором технических наук, профессором Абували Тошевым. Недавно коллектив кафедры вместе с отделом общественного питания минэкономразвития области и территориальным управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Челябинской области выпустил сборник рецептов блюд и кулинарных изделий для предприятий общепита, обслуживающих учащихся образовательных учреждений Челябинской области. Само собой, разговор о качестве школьного питания шел через призму нового специализированного издания.
- Проблема в том, - начинает разговор Абували Джабарович Тошев, - что в отличие от ресторанов и кафе, которые сегодня вольны реализовывать любые гастрономические фантазии, школьные столовые имеют право готовить только те блюда, которые есть в рецептурных сборниках. Последний такой сборник выпускался в конце семидесятых годов. За это время изменился ритм жизни школьника, ее интенсивность, неизмеримо возросли нагрузки. Кроме того, на рынке появилась масса новых продуктов и кондиций продуктов (та же заморозка), о которых еще 10 лет назад никто понятия не имел. Все эти перемены давно требовали внесения соответствующих корректив и в школьном питании. Именно поэтому и появился новый рецептурный сборник.
- Как должен питаться школьник сегодня?
- Его рацион обязательно должен включать в себя продукты, в состав которых входят незаменимые аминокислоты. Организм их не синтезирует, а может получить только с пищей. Они есть в мясе, твороге, печени, яйцах. Помимо таких аминокислот питание школьника должно содержать витамины группы В, С, фолиевую кислоту, каротин, а также минеральные вещества - йод, калий, магний, железо, кальций. Вредную для детского организма соль (NaCl) лучше заменить на CaCl. Возможность такой замены, равно как и витаминизацию других продуктов, предоставляет компания "Медицина и экология", предлагающая разработки Института питания Российской академии медицинских наук. С помощью специальных витаминных добавок можно сделать значительно более полезными такие традиционные напитки, как компот и кисель, а также создать новые (особо известен "Золотой шар" с витамином С), йодировать соль, обогащать минеральными веществами хлеб и т.д.
- Какие новые продукты вы рекомендуете для школьного питания?
- Старые рецептурные сборники, как правило, содержали блюда из однородных продуктов. Мы предлагаем сочетания, значительно улучшающие их вкусовые и иные свойства. Например, бедные по витаминному составу огурцы лучше подавать вместе с помидорами, в салат из белокочанной капусты добавлять свеклу, сладкий болгарский перец или апельсины. С аппетитом едят школьники шарлотку из капусты и овощное рагу. Идеальным для здоровья детей и подростков является сочетание фосфора и кальция. В национальной русской кухне такой баланс продуктов есть в гречневой каше с молоком, а также в рыбе, запеченной с молоком. Мы предлагаем вниманию организаторов школьного питания столь же полезное, но менее известное сочетание фосфора и кальция - рыбу с творогом, сформированную в виде котлеты.
Вообще дети очень любят новые блюда, особенно в необычном оформлении. Неизменным успехом пользуются рыбные палочки вместо котлет, голубцы с гречневой кашей или картофелем, фасоль, тушенная с черносливом, омлет с капустой, суфле "Золотая рыбка" - это взбитый в воздушную массу рыбный фарш:
- Для этого нужно соответствующее оборудование школьных пищеблоков?
- Мы рекомендуем пароконвектоавтоматы, СВЧ-печи, но пока они есть далеко не во всех школах. Большую роль может сыграть современная организация труда - создание заготовочных предприятий для школьного производства, введение единого меню по районам. Ничего страшного, если во всех школах района будут одинаковые обеды - лишь бы они не повторялись в течение недели в рамках одной школы. Это даст возможность более эффективного контроля за качеством, усовершенствует схему снабжения, удешевит питание, сделает процесс приготовления школьных обедов более технологичным.
- Чем школьное питание отличается от домашнего?
- Оно должно быть доступным для ребенка из любой семьи, то есть демократичным по цене, и в то же время вкусным и полезным. Домашняя еда - одна из возможностей побаловать ребенка, школьная - подкрепить силы.
- Ваш сын обедает в школе?
- Номинально - да, но на самом деле нет. Ему не нравится, что в школьной столовой подают булочки на общем блюде, где каждый может, выбирая, перетрогать руками едва ли не всю продукцию. Сегодня школьники - достаточно искушенные потребители: они бывают в кондитерских, кафе и кафетериях, где общепитовская услуга реализуется неизмеримо более успешно. Им есть с чем сравнивать.
- С нового года у учителей зарплата вырастет. А у работников школьных столовых?
- Нет, поэтому будем смотреть правде в глаза: даже при наличии нового рецептурного сборника вопрос организации школьного питания еще долго будет стоять на повестке дня контролирующих организаций...
Лидия ПАНФИЛОВА