09-12-97


Магниткой опять управляет здравый смысл

Как магнитогорские властители придумали должность управляющего при главе города, затеяли референдум по этому поводу, а сегодня помирились

Около года продолжалось беспрецедентное противостояние местных властей Магнитки.

20 августа с. г. "Челябинский рабочий" опубликовал корреспонденцию "Мэр или свадебный генерал?", в которой рассказывалось о том, что в городской устав Магнитогорска внесен, мягко говоря, странный пункт об учреждении в городской администрации должности управляющего. Этому чиновнику предоставляются полномочия, которые превращают мэра в парадно-протокольную фигуру. Например, управляющий будет единовластно распоряжаться финансами Магнитки, а избранный подавляющим большинством магнитогорцев глава города, мол, пусть занимается стратегическими проблемами, пусть вынашивает и предлагает судьбоносные планы - но вдали от городской казны.

Утверждая такую надуманную должность, городское Собрание оправдывало свое решение тем, что мэр, работая до выборов новой представительной власти в гордом одиночестве, якобы допустил существенные промахи по части исполнения бюджета, стало быть, возможно повторение ошибок. И вообще, кто в городе главнее? Городское Собрание! Глава города должен ему подчиняться.

Мэр Виктор Аникушин отнюдь не отрицает того, что администрация должна работать под строжайшим контролем народных избранников и в целом общественности. Но этот умудренный опытом и серьезный хозяйственник не согласился с очевидным и демонстративным ущемлением полномочий главы города, избираемого горожанами.

Между тем, председатель Собрания Фаик Мухаметзянов горячо убеждал горожан в том, что устав города - это магнитогорская конституция, а в ней четко и ясно зафиксирован большинством голосов тезис местных депутатов о введении должности управляющего администрацией. Конституцию же надо выполнять.

Однако не всякий тезис, протащенный в документ большинством депутатов, полезен населению. Скажем резче: далеко не всегда это истина в последней инстанции. Иногда полезно вникнуть: а кто оказался в меньшинстве? В данном случае - председатели комиссий по городскому хозяйству, транспорту, строительству и муниципальной собственности; по экономической политике и хозяйственному развитию; по законодательству, праву, местному самоуправлению. Не будем противопоставлять им "тяжесть" авторитета депутатов. Но, судя по бурной дискуссии в местной печати, многие магнитогорцы отрицательно отнеслись к идее введения должности управляющего администрацией.

Глава города Виктор Аникушин пошел на компромисс: предложил провести референдум. Мол, пусть горожане решат: быть управляющему или нет? Этот демократический жест его оппоненты восприняли как верный признак того, что мэр дрогнул. И противостояние двух ветвей власти разгорелось с новой силой.

Здравый же смысл подсказывал: возрождению экономики Магнитки не нужны ни высосанный из депутатского пальца пост управляющего городской администрацией, ни референдум. Многие магнитогорцы считали, что мэр Виктор Аникушин и председатель городского Собрания Фаик Мухаметзянов должны сесть за стол и, отбросив амбиции, спокойно договориться о совместных действиях. Ведь столько накопилось проблем! Неужели больше делать нечего, как выяснять, кто главнее в городе?

Развязка последовала, председателя городского Собрания и мэра пригласил к себе губернатор области. О чем шла речь на той встрече, никто из участников не распространяется. Зато доподлинно известно, что председатель городского Собрания Фаик Мухаметдзянов после нее собрал своих соратников и сообщил, что нужно провести внеочередное заседание - примирительное. Мол, мэр Виктор Аникушин предлагает четыре поправки, проголосуем за них и начнем отныне жить дружно и впредь не ссориться с городской администрацией. Провели. Проголосовали. Принцип кота Леопольда восторжествовал. Итог многомесячных словоблудий таков: надуманная должность управляющего в городе пусть остается. Пока?

Но городская казна, как этого и требует житейская логика, остается в руках главы города Аникушина. Кстати, он же, глава города, определяет и полномочия этого самого управляющего. Без согласования с местными депутатами.

А что же с референдумом? Не нужен он теперь. Сейчас изыскиваются процедурные нюансы, чтобы достойно выйти из этой навязанной страстями игры в демократию и снять с повестки дня этот высосанный из пальца вопрос.

Вот такая мутная история о том, как Фаик Абдулович поссорился с Виктором Георгиевичем на предмет того, кто из них главнее в Магнитке. Слава Богу, главнее всех оказался здравый смысл.

Юрий КОРМИЛЬЦЕВ.

(Наш корр.).

г. Магнитогорск.