09-12-98


Трудный Букер

Завтра кому-то дадут 25 тысяч фунтов стерлингов

Русский аналог английской премии за лучший роман года присуждается уже в седьмой раз. Среди ее лауреатов были М. Харитонов, В. Маканин, Б. Окуджава, Г. Владимов, А. Сергеев и М. Азольский. Кто победит в этом году, предсказать сложно - состав жюри меняется каждый раз. Привязанности и предпочтения нынешних вершителей романных судеб вносят приятную толику неожиданности. Строгие судьи уже удивили общественность, отобрав из предварительного списка в 60 наименований весьма специфическую шестерку финалистов.

Роман Александра Морозова "Чужие письма" ("Знамя", 1997, 11). Текст был написан 30 лет назад, очень понравился Твардовскому. Но в "Новом мире", тем не менее, опубликован не был. Писателем Морозов не стал. Зато получился из него хороший ученый-филолог. Дебютная вещь, извлеченная из письменного стола, особым открытием не стала. Так что шансов на премию у нее нет. История из дурной советской жизни, она уже превысила запас прочности, войдя в шестерку финалистов.

Дебютными оказались и воспоминания Александры Чистяковой "Не много ли для одной?". Рассказ 77-летней женщины о трудностях существования (голод-холод, война-аборты), возникший буквально из самых недр народной жизни, напечатан в красноярском журнале "День и ночь". Даже если жюри потянет на экзотику (в чем я сильно сомневаюсь), у сибирского журнала в Москве не слишком многочисленное лобби. Да и сами специалисты до сих пор не определились - считать ли вопли Чистяковой собственно литературными.

Практически нет шансов у бесконечного повествования Михаила Пророкова "БГА" ("Волга", 1-4 и 7-12). Во-первых, потому что затянуто и претенциозно (БГА - это первые буква кумиров писателя: Булгакова, Гребенщикова и Аксенова, на которых он ориентировался. Во-вторых, потому что "Волга" - журнал саратовский, а не московский. Или, хотя бы, питерский.

Много больше шансов у Ирины Полянской. Ее "Прохождение тени" ("Новый мир", 1-3) оказывается наиболее полноценным и, главное, читабельным текстом. Полянская, чье детство, кстати, связано с Южным Уралом, рассказала историю о том, как музыкально одаренная девочка становится глазами группы слепых музыкантов. Роман читается на одном дыхании - сказывается прививка поп-культуры: серьезная писательница Полянская пишет под псевдонимом слащавые женские романы.

Еще больше шансов у Алексея Слаповского из Саратова. Его много и охотно печатают. Пишет он еще более охотно и много. Небольшой роман "Анкета" ("Звезда", 2-3) построен как опросник и рассказывает о всевозможных препятствиях и превратностях, возникающих при приеме на работу. Если начинать вдумчиво отвечать на бесконечное количество самых абсурдных вопросов, анкета может стать образом жизни. А то и полностью подменить ее.

По совокупности заслуг и значительности вклада в литературу Букера должны бы дать питерскому поэту Виктору Сосноре. Его сложноорганизованная лирическая, медитативная проза опубликована издательством "Пушкинский фонд". Красивый и малопонятный текст, к прозе как таковой его "Дом дней" имеет отношение весьма опосредованное. Тем не менее жюри легких путей не ищет. К тому же жанровые рамки Букера всегда оставались весьма размытыми.

Антонина ГАУДИ.