09-12-98
Симфоническая музыка возвращается в Челябинск - можно ли это не приветствовать, говорить об этом спокойно, не размышлять на тему: а как долго это продлится? Слишком важна эта линия в системе культурных координат. И страшно, когда подумаешь, что без этого мы обходились и продолжаем обходиться более 15 лет.
Симфония в музыке - это как роман в литературе. Трудно представить последнюю лишь как совокупность коротких рассказов или поэтических миниатюр. Именно симфония позволяет нам "прожить" произведение, погрузиться в глубины страстей и душевных бурь, почувствовать время. Именно оркестр как огромный коллектив единомышленников способен образовать уникальную "обратную связь" со слушателями.
Замечательно, что возрождается идея цикла Уральского академического филармонического оркестра. Интуиция, понимание важности или удачный экономический вариант, или все вместе, но инициатива главного управления культуры области начала претворятся в жизнь. И мы вспоминаем подзабытые ощущения, ведь ходить в симфонический концерт всегда было ритуалом, особым жизненным событием.
Свердловская государственная филармония - одна из самых мощных в России, ее оркестр - один из лучших симфонических коллективов. Традиции его просветительской работы закладывались много лет назад и связаны с именами таких дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер. И сегодня в работе оркестра подкупает опыт, профессионализм, знание слушателя, его возможностей и вкусов.
Значительная часть программ - это популярные образцы музыкальной классики - симфонические миниатюры Лядова, "Грустный вальс" Сибелиуса, "Три чуда" Римского-Корсакова, Первый концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, Пятая симфония и увертюра "Эгмонт" Бетховена; в этом ряду многими любимые Бранденбургские концерты Баха.
Думаю, что челябинцы после освоения оперы Стравинского "Похождения повесы" могут считать себя вполне подготовленными к восприятию его Симфонии и балета "Петрушки", не говоря уже о "Gloria" Пуленка, "Тиле Уйленшпигеле" Р. Штрауса, раннем сочинении основателя додекафонии (особой техники композиторского письма) Шенберга "Просветленная ночь" и некоторых других произведениях композиторов XX века. Прокофьев, уверена, также будет востребован публикой, ведь балет "Ромео и Джульетта", сюита из которого будет исполняться, был в свое время экранизирован с Галиной Улановой в главной роли.
Меломаны, знающие весь репертуар симфонического сезона, безусловно находятся в предвкушении фестивальной программы "Гершвин и современная музыка Америки". "Рапсодия в стиле блюз" и Первый концерт для фортепиано с оркестром Гершвина, где классическая форма и тематизм обогащены сочными и колоритными джазовыми приемами, духом импровизации. А ведь программа эта еще включает и сочинения других композиторов, представителей многонациональной американской музыки - Хованеса, Адамса, с которыми нам предстоит познакомиться впервые.
Есть явно ожидаемое и для профессионалов. Это также фестивальный концерт памяти Тертеряна, в программе которого произведения Канчели, Губайдулиной, Пярта, Тертеряна. В нашем городе симфоническая музыка этих выдающихся композиторов современности кажется не звучала никогда.
Нынешний сезон даст нам возможность соприкоснуться и с творчеством дирижеров нового поколения - Д. Лиссом, Энхе, М. Анамамедовым, а также с исполнителями - Д. Башкировым, Н. Петровым и др.
Но в бочке меда есть ложка дегтя. Ясно, что любой жанр должен быть поставлен в соответствующие условия, в которых он только и может в полную силу раскрыться. Для музыки это прежде всего акустические условия. Они, мягко говоря, в академическом театре драмы не идеальны. Но другого зала сегодня нет, поэтому придется смириться в ожидании окончания ремонта концертного зала филармонии.
Однако, на наш взгляд, есть вещи просто недопустимые: концерт С. Рахманинова исполнялся на кабинетном рояле! Сколько исполнитель ни напрягайся, звук такого инструмента никогда не уравновесит оркестровую массу. А в результате - сплошные компромиссы. Все это наши гости, безусловно, понимают, и только самые лучшие чувства к нам не дают им превратить подобную ситуацию в неразрешимую проблему.
Тем не менее замечательно, что симфонический проект все же появился и с новой силой поставил наш "вечный вопрос". Нужно быстрее запускать зал филармонии - единственную в области полноценную концертную площадку. И создавать базу для собственных симфонических концертов.
Сейчас, кажется, в нашей музыкальной жизни наметился перелом. В городе есть отличные музыканты: только в оркестре оперного театра работают два духовика международного класса - А. Абдурахманов и Д. Северинов. Вокруг них возникают содружества музыкантов, формируются камерные ансамбли, практически создан камерный оркестр. Появляется свой круг слушателей, не случайных, а заинтересованных, постоянно присутствующих на каждом выступлении этих исполнителей. Это та самая среда, которая способна выдвинуть лидера из симфонической музыки. Во всяком случае, именно эти идеи сегодня "витают в воздухе". Вопрос в том, хватит ли сил их реализовать.
Татьяна СИНЕЦКАЯ.