10-01-01
Анатолий ЛЕТЯГИН
Увельский район
Привокзальное безмолвие
В середине минувшего декабря 16-летний Саша Д. собрался съездить в Челябинск. Сейчас он учится в десятом классе одной из увельских школ, а летом решил поступить в железнодорожный техникум. Туда он собрался, услышав, что в учебном заведении открываются подготовительные курсы. Хотел познакомиться с условиями приема на них, учебы и прочим. Проснулся ни свет ни заря. Собрался, взял у родителей полторы сотни рублей и в семь часов заторопился на вокзал, к электричке. В кармане куртки лежал проездной билет. Его приобрел отец Саши, работник железной дороги. Взял для себя, но этот же билет давал право бесплатного проезда по железной дороге и его детям.
На перроне вокзала шумела толпа - из села Синий Бор кого-то провожали в армию. До прихода электрички было много времени, и Саша, отойдя подальше от пьяных людей, замер в ожидании. Стоял недолго, от толпы отделились двое парней и подошли к Саше.
- Нам надо уколоться, дай денег! - потребовали.
- Нету денег, - успел сказать Саша и получил удар в лицо. Быстро вынул из кармана пятидесятирублевую купюру и тут же увидел, как один из парней сунул руку в карман.
- Давай все или получишь ножом! - пригрозил.
Парни не только отобрали все 150 рублей, но избили, сняли куртку. Велели разуться и отдать ботинки, но то ли передумали, то ли пожалели, и с грабленой курткой ушли к галдящей толпе, а Саша, утирая с лица кровь, ринулся домой. Благо живет не очень далеко от вокзала.
- Я открыла дверь и Сашу не узнала, - рассказывает его мать Галина Федоровна. - Подумала, какой-то беспризорник в это раннее утро пожаловал. Был весь в крови и раздет.
Увельская милиция, куда обратились родители Саши, отреагировала оперативно. Посадив Сашу в машину, помчались в Синий Бор. Не составило труда узнать грабителей, но дома застали только одного Дениса Жердева. Его приятеля Василия Пудова дома не оказалось, на время укрылся. А может быть, и не укрывался, а просто ушел по своим делам и даже не предполагал, что его станет искать милиция. Задержанный же Денис Жердев не стал отрицать своей вины, дал необходимые показания. Дополнил картину ограбления с избиением и пострадавший Саша Д. Вернуться к ней еще раз просто необходимо - в этой картине, как в зеркале, отражены наши нравы. Сашу избивали и раздевали хоть и в утренних сумерках, но не в пустынном месте. В нескольких десятках метров находились люди. Увы, им было не до того, чтобы оглянуться и заметить неладное. Так часто бывает, когда провожают в армию: спешат угостить и угоститься, будто в первый и последний раз. По словам Саши, когда его били парни, рядом прошли милиционер, следом - женщина. Не остановились, молча прошествовали. Утверждает, что невдалеке у вокзала находились и другие работники милиции, но и они ничего не заметили. Возможно, все свое внимание направили на толпу провожающих. Рассказывают, что среди них даже находился участковый милиционер Игорь Сидоровских, и он не увидел, как избили и ограбили подростка. Прибыла электричка, толпа пришла в возбужденное движение, все выпили "на прощание", помахали уходящему поезду, погрузились в поджидавший автобус и отбыли в Синий Бор. Одна из женщин, увидев Васю Пудова с курткой в руках, спросила:
- Чья она?
- Моя! - не моргнув глазом, соврал Пудов.
Этот короткий диалог между односельчанами мною не придуман. Его передал матери Саши следователь увельской милиции. Не исключено, что женщина, увидев у Пудова в руках куртку, что-то и заподозрила - 18-летний Пудов не пай-мальчик, уже был судим. Но самоуверенный ответ ее вполне удовлетворил.
Возможно, кто-то, прочтя эти строки, удивится: почему пострадавший, когда его избивали и раздевали, не позвал людей на помощь, просто не крикнул, чтобы привлечь к себе внимание? Действительно, можно удивиться. Но ведь не каждый, парализованный страхом, закричит. Тем более подросток, еще не ставший, но уже где-то в подсознании считающий себя мужчиной, - не каждый выдавит из себя паническое "Помогите!"
Неуловимые и засекреченные
За несколько дней до Нового года о преступлении на вокзале мы разговаривали с начальником Увельского РОВД Сергеем Корабельниковым. И не только о нем одном. Дело в том, что семья Д. за короткое время пострадала дважды. В марте 1999 года ее обворовала несовершеннолетняя девица Дакаева со своей подругой. Из квартиры унесли посуду, ложки, вилки, золотые обручальные кольца и золотую монету царской чеканки. Монета в семье передавалась по наследству как память. Подружку Дакаевой задержали быстро. Обкраденной семье вернули вещи, даже кольца. А Дакаеву с золотой монетой задержать не сумели, якобы уехала в соседний Казахстан, к родне. Позже, как уверяет Галина Федоровна Д., воровку-беглянку не раз видели в поселке Увельский, но к ее задержанию милиция интереса не проявила. И по сей день это дело не закрыто. Галина Федоровна время от времени наведывается в РОВД, узнать результат, и ей всякий раз отвечают: "Ищем, будем разбираться". Почти год я наблюдаю за действиями милиции и тоже жду незатейливого результата. Избиение сына Галины Федоровны и последующие за этим меры милиции и привели в кабинет С. Корабельникова: складывалось впечатление, что и на этот раз милицейские действия ни к чему конкретному не приведут.
Сергей Михайлович так не считал, хотя пожаловался на нехватку кадров, этой причиной он объясняет неуловимость некоторых правонарушителей, той же Дакаевой. А скоро узнал, что Васю Пудова все-таки задержали и доставили в милицию. Ну наконец-то!..
Скоро дела делаются, преступников наказывают, а гражданам помогают - в отечественных телесериалах. Увельская милиция живет по другому сценарию. Задержать-то Васю задержали, да не изъяли у него чужое имущество. Даже пострадавшим не сообщили, сохранил ли этот Вася отобранную у подростка куртку. Не столько куртку жалко, больше всего семья Д. беспокоится о железнодорожном проездном билете. Его стоимость - несколько тысяч рублей, и билет по истечении года необходимо сдавать. Или выплачивать эту сумму железной дороге, если билет утерян. Для семьи с небольшим достатком, а речь идет именно о такой семье, возмещение ущерба оборачивается в настоящую беду.
- Вам ущерб не возместили? - удивляется телефонному звонку Галины Федоровны начальник следственного отделения милиции Евгений Ефремовцев, и добавляет: "Делом сейчас некому заниматься".
Все до банальности просто и удручающе: следователь, только-только взявшийся за дело, ушел в отпуск.
И мне захотелось спросить Е. Ефремовцева, не закончится ли и это дело, как и первое, волынкой? Евгений Борисович явно не был склонен разговаривать с корреспондентом: "Будем принимать меры. Еще вопросы есть?" Вопросы задавать расхотелось. Попробовал найти участкового милиционера Игоря Сидоровских - на его участке живут грабители. В дежурной части ответили, что участковый болен. Дома сказали, что он работает и выехал в сельскую администрацию. Там ответили, что только выехал в другое село, Синий Бор. Из Синего Бора сообщили, что участковый вот-вот подъедет и, как обещает, позвонит сам. Не позвонил, передумал и передал, чтобы со всеми вопросами корреспондент обращался в дежурную часть милиции. Видимо, по дороге связался с коллегами по рации. Давно замечено, что чем меньше дел, тем большим секретом они облекаются.
P.S. Недавно Саше Д. в Южноуральской больнице сделали операцию, восстановили сломанный нос. Но после избиения у парня теперь часто скачет давление. У его мучителей со здоровьем все благополучно. Как сообщили из Синего Бора, Денис Жердев сейчас работает на деревенской мельнице, а его приятель Василий Пудов, наоборот, проводит время праздно. Надо полагать, в душе оба гадают, долог ли будет путь до скамьи подсудимых. Чем обернется для них разбой на Увельском железнодорожном вокзале, прогнозировать бессмысленно. Уж очень неторопко и равнодушно выглядит районный страж порядка, расследуя в общем-то пустяковое дело.