10-01-07
Наталья УФИМЦЕВА
Куса
Верность голубятне
Когда на экраны вышел фильм "Любовь и голуби", Владимир Коротков посмотрел его бессчетное число раз. У него самого голубятня во дворе с четырьмя десятками пернатых - редкость в наше время. Жена Нина, в отличие от киношной героини, не против того, что муж убивает время на бесполезную птицу, "бошки поотрывать" птахам не грозилась. Наоборот, на сетования знакомых по поводу напрасного и накладного увлечения супруга отвечает со снисходительной улыбкой: "Ну и пусть на пшеницу тратится, зато бутылку не купит". И к дому Владимир Александрович привязан, почти как голуби к своей голубятне.
Только один раз его почтари не вернулись домой. Дело было во время летней Олимпиады 1980 года в Москве. Птиц в столицу увезли доверенные лица из Челябинска, а выпускал председатель московского общества голубеводов. В то же время некоторых отправили из Ульяновска. Три голубя Владимира Александровича показали лучшие навигаторские способности и победили в соревновании, прилетев первыми. До сих пор грамоты о перелете в 720 километров хранятся в доме. А из Москвы, до которой напрямую около полутора тысяч, никто не вернулся, по этому случаю в Кусе даже распался клуб любителей голубей.
- Как думаете, почему не долетели? - интересуюсь у Короткова.
- Голуби не едят и не пьют в чужой голубятне. А путь все-таки был не ближний, ослабли они в дороге. Мы сами виноваты: рано их отправили, не рассчитали:
Недавно птицы отказались принимать пищу даже из рук хозяина. Решил их перевести из дощатого помещения в рубленый сарай, где корова до этого стояла, мол, теплее зимовать им будет. В незнакомых стенах "узники" объявили голодовку на несколько дней, пришлось подкупать их подсолнечными семечками и горохом.
Вместе и врозь
У Коротковых вперемешку живут представители разных пород: почтовые, статные. Раньше, с 12 лет, увлекался Владимир Александрович высоколетными, теми, что легко взмывают в небо, превращаясь из обтекаемой, крылатой торпеды в малую точку. Жизнь в голубином коллективе не замирает ни на минуту. Даже ночью выйдешь и слышно: гул стоит, переговариваются между собой обитатели голубятни. Сизые горбоносые, высокие на ногах почтари расхаживают по-хозяйски деловито, сдержанно ворчат. Статные, среди которых белые, желтые, черные и красные, торчком растопырив хвосты, кокетливо потряхивают грудками: я не я.
Голубь - птица миролюбивая и доверчивая. У Коротковых овчарка жила, так птенцы преспокойно к ней в вольер заходили, из миски кормились. Правда, до этого собака науку прошла: птах малых трогать не моги! Жаль, умерла та четвероногая от чумки. И голуби, бывает, гибнут от болезней, от летающих хищников - коршунов и ястребов. Специальную вакцину сегодня можно достать только в областном центре, где еще теплится клуб голубеводов. Не всегда успеешь обернуться в случае надобности. Каждую погибшую птицу хозяин предает земле, не оставляя на рас-терзание.
Живут эти пернатые кучей, а по весне спариваются всяк со своим, метисов не плодят. Пары сохраняются на всю жизнь. В этом домашние птицы похожи на божьих тварей, обитающих в дикой природе. Так оберегается чистота породы, а значит, и хранится в генах начертанное на роду у всякого голубя его особое предназначение.
Как голубки
- Муж у меня золотой, - от души говорит Нина Васильевна, - поругаемся с ним, он - к голубям. Отойдет, и снова разговариваем. Не было такого, чтобы молчали по неделе.
Не надоели они друг другу за три десятка лет совместной жизни, хоть и работают рядом в центральной котельной Кусы. Жена - лаборантка. Муж там же 40 лет протрубил, начинал кочегаром угольной котельной, потом топил мазутом, а теперь - оператор газовых систем отопления. Не приелись, ведь не было в доме скуки и рутины. И праздности не было.
- С детьми он водился. И на санках с ними, и на лыжах. И сварит им, и в доме приберет. Да и внучки к нему тянутся. Их у нас три: восьмилетняя Настя, пятилетняя Аня и младшенькая Катя. Ей три года всего, а голубей любит больше всех. Как приедет - сразу: деда, пойдем гулей кормить.
Голубей Коротковы держат не от безделья, просто муж достался с выводком. Вся жизнь их проходит в трудах. Дом своими силами поставили, сами и рубили, и строгали, и печь сложили. Нанимали только стекольщика окна вставить. Когда семью поднимали, сына с дочерью, держали трех коров. Вручную косили, гребли, стога ставили. Что такое отпуск, не знали: вторая половина лета - на жаре, с косой и вилами до седьмого пота. Да и зимой не легче, скотина на дворе не даст засидеться в доме. И всегда вместе, не делили работу на женскую и мужскую. Так и голуби по очереди птенцов высиживают и кормят их сообща.
Тяга к высоте
- А какие способности помогают голубю находить дом за сотни километров? - спрашиваю.
- Интеллект, конечно, - не задумываясь отвечает Владимир Александрович. - Дурак он, если где выпустишь, там и останется, где накормят, там и живет.
- А дети ваши стремятся быть "на высоте"?
- Дочь Наталья работает следователем, учится заочно в юридическом, и муж у нее юрист. Сын Дмитрий в институт по той же специальности поступил. Не уступают друг другу, - не без гордости рассказывают супруги.
Сын за службу в горячей точке заслужил Серебряный Крест II степени. Вот только родителям долго не решался весточку послать, боялся их расстроить. Ведь в недобрую дату его забрали - 22 июня. А родители вскоре увидели сына по телевизору - в похудевшем солдате, сидевшем на БТР, узнали свою кровиночку. И потянулись мучительные и бессонные месяцы. Вот тогда голуби стали для них и отдушиной, и способом хоть на минуту ослабить боль и тревогу. Помогли ждать. Сын вернулся невредимым.