10-01-07


Мгновения из закулисья

Уроженка Коркино Юля Кудряшова открыла публике "семейные" снимки санкт-петербургского Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова

Ветхим черно-белым пленкам с уникальными кадрами так и пылиться бы в картонных коробках из-под зефира в квартире у петербургского фотографа-любителя Нины Горловой, если бы их не увидела и не оценила наша землячка - Юлия Кудряшова. Она не только отреставрировала старые негативы и фотографии о закулисной жизни Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова, но и стала координатором необычного проекта. Четыре трудных года ушло на его воплощение. И вот в Санкт-Петербурге увидел свет "Семейный альбом БДТ".

Шахтерская "аномалия"?

Юлию Анатольевну Кудряшову в горняцком Коркино многие знают как Юлю Белокрыс. Ее запомнили тоненькой девчонкой с огромными выразительными глазами. Выросла она в поселке Роза среди шахтных терриконов, разговоров взрослых о подземном стаже и об угле, поднятом на-гора. А Юля мечтала о театре.

Такая увлеченность не приходит вдруг. Поклонницей Мельпомены была ее мама Воля Вадимовна, она и поддерживала дочь. Однажды, когда Юля занималась в драмкружке местного Дворца культуры, в новогоднем спектакле некому было сыграть Бабу-Ягу. За роль без колебаний взялась мама Снегурочки Юли и справилась великолепно. Ну как с такой мамой не поддашься магии лицедейства?!

Окончив школу, Юля отправилась в Ленинград. Легко прошла собеседование в театральный институт на театроведческий факультет. Однако, узнав, что по распределению придется уезжать из Питера, забрала документы и поступила на театральное отделение культпросветучилища, именуемого студентами попросту "кульком". Свое будущее она не мыслила без театра, причем не какого-то абстрактного, а легендарного товстоноговского.

С семьей БДТ

По счастливому совпадению училище и общежитие находились рядом с БДТ. И началось: днем - "кулек", вечером - театр. Иначе и быть не могло. Все спектакли просмотрела не по разу. К занятиям готовилась на галерке во время антрактов. В общежитии, где в одной комнате жили по пять-шесть человек, сосредоточиться было просто невозможно. А когда устроилась на работу в хозчасть театра, иногда оставалась в нем ночевать. Спектакли заканчивались поздно, после них - уборка. Уставала страшно.

Это было трудное, но замечательное время. Общительная и обаятельная Юля познакомилась и подружилась с кумирами своего детства, побывала в гостях у Алисы Фрейндлих. Закулисная жизнь БДТ была довольно насыщенной: комсомольская организация, профком, своя радиогазета. Тогда-то Юля и начала фотографировать в театре, часто рискуя быть уволенной за свое "нелегальное" увлечение.

Однажды договорились с Евгением Алексеевичем Лебедевым о съемке в антракте знаменитого спектакля "История лошади". В разгар работы в гримуборную зашла заведующая труппой, ее возмущению не было предела:

- Пишите заявление об уходе! В нашем театре не принято шляться по гримеркам!

На защиту Юли встал Лебедев да и другие актеры. Ее, слава богу, не уволили! Попутно выяснилось, что у многих в БДТ есть подаренные Юлей фотографии.

А вот к увлечению костюмерши Нины Максимовны Горловой в театре давно привыкли. Она почти не расставалась со своей дешевенькой "Сменой", пока не купила "Зенит". Снимала без штатива и вспышки. Чтобы улучшить качество фотографий, вместо фона иногда вешала белую простынку. Никто не относился серьезно к этим любительским съемкам. Все охотно позировали, при этом попутно занимаясь своими делами, как это часто бывает на домашних фото. Только Олег Борисов смотрел на "Смену" скептически, не доверял. Но и его, по собственному выражению фотографа-любителя, она сумела "подловить".

За два десятилетия у Нины Максимовны накопилось немало любопытных кадров. В 1989 году, когда БДТ шумно праздновал свое 70-летие, наша землячка предложила ей "рассекретить" свой архив и помогла устроить в музее театра персональную фотовыставку. Впрочем, просуществовала экспозиция недолго - снимки один за другим исчезали со стендов. Что-то стащили гости, что-то раздарила хозяйка, при этом искренне радуясь, что портреты пришлись кому-то по душе.

15 лет спустя

Вскоре Юлю Кудряшову пригласили на телевидение, в редакцию художественных программ. И теперь она часто бывала в любимом театре, только уже в другом "статусе" - как директор съемочной группы. После перестройки и прочих общественных и экономических потрясений зашла как-то проведать Нину Максимовну. С огорчением узнала, что та больше не снимает. Фотопленка и печать снимков для костюмерши с ее крошечной зарплатой стали просто не по карману. Еле сводит концы с концами. "Живых" фотографий почти не осталось - все раздарено. Правда, старые негативы аккуратно сложены в четыре картонные коробки из-под зефира. Юля решила спасать фотоархив во что бы то ни стало.

- Когда я узнала, что негативы можно сканировать, дала через Интернет объявление: "Надо срочно спасать уникальные пленки", - рассказывает Юлия Кудряшова. - Откликнулся бизнесмен-фотолюбитель из Санкт-Петербурга и подарил мне свой старенький фильм-сканер. Четыре месяца ушло только на сканирование фотографий, их получилось более двух тысяч.

Ее отговаривали: "Юля, зачем ты возишься с этими рассыпающимися пленками? Что интересного могла снять простая костюмерша?!" Подбодрила высокая оценка, которую дали работам Нины Горловой профессиональные фотографы. Они отметили, что "сила эмоционального посыла и точно подмеченное состояние героев с лихвой перекрывают некоторые технические огрехи".

- Мне пришлось долго и тщательно обрабатывать фотографии в электронном виде. Многие кадры были испорчены временем, и пленка начала попросту "цвести", - продолжает Юлия Кудряшова. - Забавно, что после обработки сама Нина Максимовна даже не узнала некоторые свои снимки. Благодаря современной технике они словно заиграли, появились полутона.

В итоге через 15 лет состоялась вторая выставка работ Нины Горловой, ее приурочили к 85-летию БДТ. Экспозиция в Доме актера на Невском проспекте вызвала большой интерес у публики, восторженные отклики в центральной прессе. А буклет с фотографиями из жизни БДТ моментально разошелся среди "своих".

Что дальше?

Когда юбилейные торжества утихли, к Юлии Анатольевне не раз обращались театралы:

- Где теперь можно увидеть те снимки?

- Нигде, - отвечала она, а сама уже думала о продолжении проекта.

Однако поддержать ее никто не спешил. Когда уже совсем было отчаялась, что называется, "с улицы" зашла в офис к директору ООО "Фотомагия" Виктору Комлеву, который сразу согласился стать спонсором проекта. Этот человек, тоже заядлый театрал, понял ее с полуслова.

- Это просто должно было случиться! - не сомневается Юлия.

Над "Семейным альбомом БДТ" работала профессиональная команда. Печатали его в Риге по особой технологии - в две краски, поэтому черно-белые фотографии не утратили полутонов и своей выразительности. Солидная обложка и необычный формат предполагают, что издание займет место не рядом с книгами, а возле семейных фотоальбомов. Ведь многие питерские актеры давно стали нам родными. Добрые спектакли и фильмы с их участием хочется смотреть вновь и вновь, а альбом - листать и перелистывать.

Кстати, Юля Кудряшова обрела новую профессию. Сейчас экс-уралочка работает фотографом в Союзе театральных деятелей Санкт-Петербурга и готовит новый проект, о котором пока не рассказывает. Нина Максимовна Горлова снова вернулась к своему давнему увлечению - снимает актеров подаренным ей на выставке фотоаппаратом "Canon 300". "Теперь ко мне просто очередь выстраивается!" - смеется Нина Максимовна. Многие понимают, что этот альбом у костюмерши не последний и новые лица прославленного театра, возможно, появятся в следующем издании. Будем ждать!

Марина МОРОЗОВА