10-02-04
Евгений КИТАЕВ
Челябинск
В редакцию "Челябинского рабочего" обратился начальник бюро пропусков химико-фармацевтического завода "Ай Си Эн Полифарм" Николай Гудимов:
- У нас начались сокращения. Позже, говорят, пройдет вторая волна увольнений, и летом завод закроют. Слышали что-нибудь об этом?
До недавнего времени "Полифарм" не числился среди предприятий, на которых кипят страсти. Даже наоборот. Эмоциональный и производственный импульс ему сообщило "родство" с мультикорпорацией "Ай Си Эн Фармасьютикл". Создатель этой фармацевтической империи американский серб Милан Панич, человек огромной энергии, успевший побывать в роли чемпиона Европы по велоспорту и премьер-министра Югославии, в середине 90-х распространил свои бизнес-амбиции и на Россию. Купил пять фармацевтических предприятий, включая челябинское. Визит менеджеров "Ай Си Эн" на Южный Урал и переговоры с областной властью оставили хорошее впечатление. Международная корпорация планировала открыть в городах области сто аптек, торгующих лекарствами по доступным ценам, модернизировать действующее в Челябинске фармацевтическое производство и построить новый завод. О плодах завязавшегося сотрудничества тогда говорили с оптимизмом. Все, однако, пошло не по плану. Милана Панича, избранного в совет директоров челябинского предприятия, летом 2002 года соратники по корпорации отправили в отставку - за то, что проводил рискованную инвестиционную политику на развивающихся рынках. Это послужило сигналом к свертыванию бизнеса в России. Челябинский завод, как говорят нынешние менеджеры, был продан в июне прошлого года. И хотя на звонок в головной московский офис приятный женский голос по-прежнему отвечает: "Компания "Ай Си Эн", хозяева, уверены челябинские фармацевты, уже другие, а торговую марку новым собственникам на время "дали поносить", руководствуясь неким "сейфовым" соглашением.
Десяток лет назад на "Полифарме" трудилось около 800 человек, теперь - вдвое меньше. Вначале из Москвы поступило распоряжение свернуть производство бинтов и настоек на спирту, закрыть стеклодувный участок. Сегодня на очереди таблеточное производство. Увольнению подлежат пока 48 человек. После этого на заводе останется только ампульный цех. Надолго ли?
Странный приказ
То, что таблетки в Челябинске прекратят выпускать, ни-кто особенно не скрывает. Что же до лекарственных препаратов в ампулах - здесь все достаточно туманно.
Заместитель директора "Полифарма" по кадрам Людмила Солдаткина подтвердила: из Москвы пришло распоряжение о свертывании к июлю и этого цеха. Правда, официально речь в приказе идет "о реструктуризации производственных процессов", но если убрать все производство, что останется? Вспомогательный персонал и управленцы? Зачем они, коль некем управлять? Ведь это все равно что полководцы без армии. Поэтому де-факто, есть такие мысли, на карту поставлено будущее всей фирмы. По крайней мере, ее нынешняя химико-фармацевтическая специализация.
Наличие "интересного" пункта в приказе подтвердил также исполнительный директор "Полифарма" Александр Лобастов. Потом вспомнил о производственной программе: она - хорошая, предприятие в минувшем периоде работало неплохо.
Странности начались после звонка корреспондента "Челябинского рабочего" в Белокаменную заместителю директора по развитию головного офиса Андрею Фендюру. Московский менеджер, касаясь дел производственных, заметил: "В ампульной части и части винилина завод существует". На вопрос о грядущих летних "потерях" очень четко и очень твердо сообщил: "Такого приказа нет". Все остальное, мол, - грязные инсинуации, черный пиар и так далее. Слухи об увольнениях, по мнению Андрея Ивановича, распространяют конкуренты. Сомнения автора этих строк (вряд ли конкурентов "Полифарма" можно найти в Челябинске, тем более в его собственных стенах) собеседника не смутили. Кто эти разговоры ведет, неожиданно заключил он, те и конкуренты. Сдержанность и лаконизм господин Фендюр проявил, говоря о нынешней принадлежности завода: "Кто собственник - коммерческая информация". Думайте, дескать, что хотите.
Интересное, в общем, выходит кино. А был ли приказ, на основании которого людей предупреждают об увольнениях? Взял грех на душу московский бизнесмен или нет, но ситуация заслуживает того, чтобы на нее, по крайней мере, обратили внимание областные власти. Настораживает нынешняя "непрозрачность" происходящего. Люди вправе знать, что их ждет, и в соответствии с этим знанием планировать свое будущее. Сегодня же, судя по всему, в коллективе настроение чемоданное.
Есть несколько косвенных фактов, которые склонные к пессимизму сотрудники готовы трактовать по-своему. Один из них: ампульное производство без таблеточного убыточно. В ампулах выпускаются растворы анальгина, димедрола, сульфакамфокоина и так далее, то есть препараты, хоть и имеющие рынок, но недорогие. Таблетки анальгина, аспирина тоже как будто не дают сверхприбыли, однако в номенклатуре попадаются и лекарства дороже, которые покрывают все затраты.
Еще важна тенденция. Если все идет к тому, что постепенно, одно за другим закрываются цехи, почему с ампульным производством должны больше церемониться?
Чем сердце успокоится?
У сотрудников, задумавшихся о превратностях судьбы, есть два объяснения. Кадры в "Полифарме" обученные, а вот оборудование устаревшее. В 2005 году фармацевты должны перейти на международные стандарты качества GMP. Значит, потребуются серьезные инвестиции. Хотят ли серьезно "вкладываться" в предприятие новые собственники? В разговоре с Москвой об этом не было ничего сказано, но это-то и тревожно.
Что остается, по крайней мере, теоретически? Стены предприятия, к примеру, можно снести и построить на этой площадке что-нибудь новое - то, что способно приносить не "копеечный" доход. "Полифарм" находится в самом центре Челябинска, и земля под ним выкуплена. Есть в этом варианте некоторые шероховатости. Одно из зданий, смотрящих на улицу Васенко, - архитектурный памятник, а потому не подлежит сносу. То же касается аптеки на улице Елькина. Но можно (опять-таки теоретически) осуществить перестройку в усеченном виде.
Или другой, более реалистичный подход - перепрофилировать завод. Открыть в нем, к примеру, казино или ресторан "Фармацевт" (что еще можно подумать, если производство тает, как под солнцем?). Это, конечно, крайность, однако чего в нашей жизни не бывает, особенно если "экономика - "за"?
Некоторые менеджеры завода пробовали прояснить намерения, собираясь искать новых инвесторов для фармацевтического производства. Хотели узнать цену, за которую москвичи готовы были бы расстаться с имуществом. Раз, вспоминают, обратились, другой. В итоге услышали: коммерческая тайна.
Что-то слишком много тайн вокруг "Полифарма". Тайной остается, что будет с производством. Наверное, и сами эти сомнения - тайна, которую приходится разглашать. Для того хотя бы, чтобы к предприятию внимательнее присмотрелся желтый дом на улице Цвиллинга. Есть еще одна причина: завод снабжает регион дешевыми лекарственными препаратами, рассчитанными на небогатых потребителей, коих на Южном Урале большинство. Если можно обновить устаревшую номенклатуру и найдется вдруг для этого инвестор, почему область должна смотреть на эту ситуацию сквозь пальцы? n