10-02-06


Убойный транспорт

В Челябинске завершено следствие по делу кондуктора, в ходе конфликта с которой погиб 42-летний пассажир

Напомним, трагическое ЧП разыгралось осенью прошлого года в автобусе 4-го маршрута ("Челябинский рабочий" писал об этом 29 октября 2005 года в материале "Кондуктор искалечила пассажира"). Как сообщил следователь прокуратуры Тракторозаводского района Максим Классен, днем на остановке "Театр ЧТЗ" в транспорт вошли мужчина и его гражданская супруга. Между ними и 54-летней кондуктором вспыхнула ссора по поводу оплаты проезда. Огоньку в перебранку добавило пролитое пассажиром на пол пиво. В итоге на следующей остановке "Улица имени 1-й Пятилетки" "хозяйка салона" вытолкнула "скандалистов" в открывшиеся двери. Буквально выпав на улицу, мужчина ударился головой о тротуар, а "четверка" двинулась дальше. Черепно-мозговая травма оказалась настолько серьезной, что к вечеру пострадавшего в бессознательном состоянии срочно госпитализировали в реанимацию городской клинической больницы N 3. А через несколько часов незадачливый кондуктор давала показания в милиции. Поначалу ей предъявили обвинение по статье 118 УК РФ "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности". Однако, когда через месяц после инцидента потерпевший скончался на больничной койке, женщине инкриминировали причинение смерти по неосторожности, что грозит наказанием до трех лет лишения свободы. С кондуктора, которая воспитывает двух сыновей, взята подписка о невыезде. Своей вины она не признает. У погибшего пассажира, который работал водителем-частником, остался малолетний ребенок. В ближайшее время материалы дела будут переданы в суд.

Кондуктора сделали крайней?

В первом филиале "Челябавто-транса", где по сей день продолжает работать попавшая в криминальную историю кондуктор, об инциденте с пассажиром автобуса четвертого маршрута знают не понаслышке и возмущены "однобокими" подходами в расследовании и в СМИ. Все кондукторы встали на сторону своей коллеги и считают пострадавшей ее, а не погибшего мужчину.

- Это что ж получается! Какой-нибудь пьяница из салона выпадет, а кондуктора в тюрьму? Или мы вместо того, чтобы работать, должны каждого под ручку сопровождать? - горячится кондуктор Наталья. - Вы посмотрите, что в час пик делается. Лезут, друг друга толкают, матерятся! Иной раз и до драки доходит. А нам что, мужиков разнимать прикажете? В той истории кондуктор вообще ни при чем. Этого бузотера сами пассажиры из салона выкинули.

Как сообщил начальник отдела безопасности движения первого филиала "Челябавтотранса" Сергей Чикишев, инцидент произошел еще до его вступления в должность. Однако, по информации коллег, кондуктор действовала правомерно. Предложила пассажиру оплатить проезд. Он повел себя вызывающе. В ходе возникшего конфликта полез к ней "с руками". Вмешались пассажиры и помогли ему покинуть салон на следующей остановке. Причем упал гражданин уже после того, как вышел из автобуса. А не летел вверх тормашками от толчка женщины. Она его и не касалась. Людмила Тимофеевна (фамилию кондуктора мы по понятным причинам не называем. - Ред.) невысокого роста, среднего телосложения. Характеризуется на предприятии только положительно. Работает с 2002 года, ни одного нарекания в ее адрес не поступало.

- Просто следствие пошло по самому простому пути. Раз конфликт с кондуктором, она и виновата. Да и как тех, кто этого мужчину вытолкнул, теперь найдешь? Вышли из автобуса - и след простыл, - шепчутся на предприятии.

Статистики ЧП нет

Как сообщила заместитель начальника городского управления транспорта Наталья Черных, какой-либо специальной статистики по возникновению конфликтных ситуаций в общественном транспорте не ведется. Как правило, обо всех случаях столкновений кондукторы докладывают начальникам своего цеха. Они разбираются. Постоянно проводятся инструктажи, на которых кондукторам объясняют, как избежать конфликтных ситуаций, уберечься от нападений пьяных смельчаков и охотников за сумками с выручкой. Любой кондуктор знает, что лучше оставить буйного пассажира в покое, чем вступить с ним в противоборство. Инструктажи дают эффект. При сравнительно небольшой зарплате (чуть более пяти тысяч рублей) и очень непростой работе кондукторов жалоб на их действия, а уж тем более грубое поведения в городскую администрацию за последнее время практически не поступало.

Михаил ШТАЮРА, Михаил ПИНКУС