10-02-98


В Челябинске! Академия художеств!

Актуальную тему обсуждают директор Челябинского художественного училища С.В. Селиверстов и наш обозреватель М. Фонотов

- Сергей Васильевич, я в недоумении. Нам предлагают открыть в Челябинске художественный вуз, а мы, глядишь, откажемся, судя по интервью председателя областной организации Союза художников Александра Петровича Кудрявцева, которое опубликовано у нас в газете. Так можно "прославиться" на всю Россию. Нам предлагают, почти навязывают, уговаривают, а мы с провинциальным самоуничижением отказываемся: не надо, не хотим плодить серость...

- Нет, Александр Петрович тоже считает, что художественный вуз нам нужен, но он против излишней поспешности в этом деле.

- Однако он дает интервью в опасении, что вдруг в Челябинске откроется такой вуз. Чтобы не могло такое случиться.

Признаться, это странно. Открыть новый вуз всегда трудно. Обычно инициативу проявляют "низы с места". Им необходимо на пути к цели преодолеть сопротивление инстанций всех уровней, убеждать, настаивать, надоедать. А тут как?

- В нашем случае инициатива исходила от народного художника СССР, профессора И.С. Глазунова, который обратился к губернатору области П.И. Сумину с предложением "о создании в столице Южного Урала городе Челябинске филиала Академии живописи, ваяния и зодчества, где талантливая молодежь могла бы получать высшее художественное образование". Глазунов обещал "всемерное содействие".

- В чем именно?

- Прежде всего научно-методическую помощь - учебные планы и программы, а также помощь в подготовке кадров преподавателей. Это всякие формы повышения квалификации, стажировки, аспирантуры, приезд к нам консультантов и т.д. Кроме того, в письме Глазунова сказано так: "Мы гарантируем 50 процентов финансирования из федерального бюджета".

- И что дальше?

- Губернатор области распорядился проработать этот вопрос. В первую очередь обратились к нам: вы согласны? Мы ответили: согласны. Нужен такой филиал? Нужен. В конце концов выяснилось, что предложение Глазунова поддерживается всеми. И главным управлением культуры и искусства области, и Министерством культуры России. Все - за.

- И тут обнаруживается, что против сами художники. То есть те, от кого по идее должна была исходить инициатива. Впрочем, Кудрявцев, наверное, выразил мнение не всех художников Челябинска. Надеюсь, что не все они считают, что Челябинск так сер, что не дорос до художественного вуза.

- Вообще-то мысли о создании художественного института были и до обращения Глазунова. И мы готовились к тому. Училищу нашему уже более 20 лет. Оно в ряду лучших в России. У него крепкая школа, хорошие традиции. О выпускниках хорошо отзываются в других учебных заведениях. Жаль, самые талантливые не возвращаются в Челябинск. Кстати, дочь Кудрявцева Алена - тоже наша выпускница. Теперь она известная художница, которой была доверена роспись стен Венской консерватории.

Наш перспективный план предусматривал, что среднее училище в Челябинске постепенно, эволюционно превратится в высшее. Но тут нам протянули руку. Как не воспользоваться этим?

Мы изучили вопрос. В Перми такой филиал открыт пять лет назад. Я там побывал. Филиалу отдано отличное здание в центре города. Оборудованы все мастерские. Но у них нет и не было художественного училища.

- То есть они строят вуз на голом месте?

- Да. Мы же имеем уже существующую материальную базу нашего училища. Конечно, она потребует расширения, но и этот вопрос не тупиковый. Мы предлагаем создать уникальное учебное заведение, которое соединит среднее и высшее образование. Это будет единый интегральный комплекс. Получив среднее художественное образование, лучшие студенты продолжат учебу в высшем.

- Но хватит ли в городе творческих сил, педагогов, чтобы подняться на новую ступень?

- У нас будут две системы образования. Одна - академическая - живопись, скульптура, графика, вторая - декоративно-прикладная - дизайн, керамика и обработка камня. Преподавателей этих дисциплин мы надеемся найти. Приведу такой факт: в училище преподают 15 членов Союза художников России. Это такие известные имена, как Н. Большаков, З. Латфулин, Ю. Шубин, В. Мишин, В. Шаповалов, В. Соловьев, В. Федоров, Б. Маганов, А. Суленев, Д. Сурин, Л. Костина, О. Гладышева, В. Ваксман и другие. Кроме того, у нас работают кандидат архитектуры Н. Большаков и преподаватели, мастера своего дела Т. Гусева, В. Питиримов, Н. Бычихин, И. Винокур. Это люди творческие, их произведения экспонировались на выставках разных уровней. Многие из них вполне могли бы преподавать и в вузе.

Кроме того, можно привлечь других мастеров. Допустим, Варкеса Авакяна, Константина Фокина. Почему бы им не вести творческие мастерские? Я думаю, давно пора им создавать свои школы, воспитывать своих учеников.

В училище преподают молодые преподаватели, окончившие столичные вузы: О. Воробьева, В. Банников, А. Костюк, О. Шаповал. Могли бы, наверное, вернуться к нам выпускники нашего училища, которые успешно учатся в репинском институте. Например, В. Коробейников - замечательный акварелист, известный уже за границей.

- Но, может быть, провинция вообще обойдется без художественных вузов? Не достаточно ли учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга?

- Могу сказать одно - когда открывали наше художественное училище, то были люди, которые тоже задавали этот вопрос: а зачем? Теперь же у нас самый высокий конкурс среди учебных заведений культуры и искусства.

Между прочим, челябинский художник, бывший выпускник училища Д. Сурин того же мнения: вуз необходим. Сейчас больше, чем прежде. Сам он учился и в Москве, и в Петербурге. И побывав там недавно, убедился, что студентов из провинции в них - единицы. В годы его учебы было все иначе. Теперь талантливые люди из провинции, по сути, лишены возможности учиться в столицах.

- Но не наводним ли мы Челябинск художниками?

- Я согласен с Александром Петровичем: воспитание художника - сложный процесс. Его не поставишь на поток. И не все закончившие учебу становятся художниками. Тут количеством не возьмешь.

- Но, наверное, никто не скажет, сколько художников "много" и сколько "мало". Может быть, Челябинску и хватило бы пяти-десяти художников первой величины. Например, с мировыми именами. Но так не бывает: десять талантов, и ничего больше. Нет способа заранее выявить, вычислить, выделить тех, кто через годы прославит себя и свой край. Талант проявляется по-разному, не всегда сразу и явно. Значит, круг художников должен быть так велик, чтобы в него попали все потенциальные таланты. Не обойтись в том круге и без серости. Только на такой "пирамиде" могут подняться на вершину "звезды" первой величины. Необходима среда. Не так ли?

- Разумеется. Надо сказать, что общий уровень поднялся. Новый вуз способствовал бы тому еще больше.

- В Челябинске всегда было перепроизводство технических кадров и дефицит гуманитарных профессий. В последние годы этот перекос как будто сглаживается. Однако, может быть, и в самом деле хватит нам художников?

- В Челябинске 100 членов Союза художников на миллион жителей. Средний их возраст - 60 лет. То есть редеет молодая поросль. Я все еще хожу в молодых художниках, а мне скоро пятьдесят.

Будущий вуз, как предполагается, ежегодно будет набирать 20 студентов. Много это или мало? 20 студентов на 5-6 специальностей, значит, в группе будет 4-5 человек.

- И, наверное, это не только на Челябинск и на область.

- Конечно, надо брать шире.

- Но, говорят, и художники, которые есть, не востребованы.

- Мы живем в сложное время. Многие действительно оказались не у дел. Но, наверное, жизнь в России наладится, и общество вновь обратится к искусству. Не всегда же мы будем так жить.

- Да, конечно. Но художники не востребованы еще и потому, что узка художественная среда. Почему не очень посещаемы галереи, выставочные залы, художественные лавки и салоны? Кто в том виноват? Должно ли художников волновать то, как проходят уроки рисования в школе? Кому беспокоиться, если, говоря рыночным языком, есть товар, но нет потребителя? Кто заинтересован в широком художественном образовании, воспитании и просвещении? Кто, если не художники? И очень странно, когда они же готовы признать свой серый уровень, смириться с ним, а если проявляют какую-то энергию, то энергию отрицания.

- Надо верить, что наступят времена, когда картина войдет в быт людей. Или, например, можно ли говорить о перепроизводстве графиков, глядя на книжные развалы с их слащавыми и пошлыми обложками? А много ли скульптур в городском экстерьере и интерьере?

Нельзя представлять дело так, что вуз должен выпускать одних творцов-гениев. Он должен выпускать разных художников, для разных поприщ. Бывает, что преподаватель живописи как художник не очень значителен, зато как педагог превосходен. Но это не значит, что ему излишне высшее художественное образование. Есть тому пример. Н.А. Аристов не написал ни одной существенной работы, но был прекрасным преподавателем.

По сути, у нас уже все подготовлено. Можно сказать, глина размята, только лепи.

- Институты не появляются в готовом виде. Если требовать полного соответствия, то не было бы в Челябинске ни государственного университета, ни института искусства и культуры. И сама Москва не сразу строилась.

Вообще достойно удивления и сожаления то, как мы провинциально скромны, как не знаем себе цены. Если сами художники не ценят себя, что требовать от других? Иметь таких мастеров, как Константин Фокин, Варкес Авакян, Анатолий Ладнов, и говорить о серости? А что мешает тому же Кудрявцеву стать учителем и наставником талантливой молодежи? Челябинск имеет десятки художников, которые сделали бы честь иным европейским странам. Тому не одно свидетельство. Вот еще пример - наш Митрошин. Челябинск узнал о нем только тогда, когда его признали в Москве и Париже.

Провинция должна поверить в себя.

Сергей Васильевич, что скажете в заключение?

- Остается сказать, что свое решение должна принять коллегия главного управления культуры и искусства и на его основе - администрация области. Надеюсь, оно будет положительным.