10-04-02


Был ли Илья Муромец финно-угром?

Национальные меньшинства в семье уральских народов

Лидия ПАНФИЛОВА

Челябинск

В Челябинской области проживают представители почти 120 национальностей. Среди них довольно многочисленна финно-угорская группа народностей. Созданы свои национально-культурные центры, проводятся фестивали национальной культуры, договоры о творческом сотрудничестве заключены с местными вузами, посланцы Южного Урала представляли наш край на Всемирном конгрессе финно-угорских народов, который проходил в Хельсинки в 2000 году, а в марте нынешнего приняли участие в работе его консультативного комитета. Заседание комитета проходило в столице Мордовии Саранске.

Пробуждение национального самосознания народов сейчас наблюдается во всем мире. В Челябинском регионе финно-угров насчитывается свыше 40 тысяч. В основном это мордва (у них тоже создан свой национально-культурный центр), удмурты, марийцы, коми, финны, эстонцы, карелы. Но, несмотря на внешнюю многочисленность, финно-угорский мир несет большие этнические потери. Все меньше остается на планете селькупов, нганасанов, вепсов, на грани вымирания водь, а народность мурома вообще осталась лишь в легендах. Кстати, сказочный Илья Муромец, судя по всему, происходил именно из рода муромов, да и сам город Муром находился как раз на месте исторического заселения этой народности.

Откуда в Челябинской области появились представители финно-угорской языковой группы? Считается, что по мере отступления ледников общие предки этих народностей расселялись на территорию Северной Европы, Ямало-Ненецкого национального округа, к Волге и дальше до Карпатских гор, постепенно ассимилируясь с местным населением. Большая волна финно-угров прибыла на Южный Урал в годы советской индустриализации.

- Раньше традиционным местом расселения мордвы в основном было Поволжье, - говорит руководитель мордовского культурного центра В. И. Чекашов.- Но когда на берегах Волги наступил голод, люди стали устремляться в другие края в поисках лучшей доли. В Челябинской области в это время строились ЧТЗ, Сельмаш, другие крупные предприятия. Финно-угры, оказавшиеся на Южном Урале, писали родственникам в Поволжье восторженные письма о том, что есть работа, есть хлеб. В итоге на Южный Урал приехало много мордвы. Урал стал их второй родиной. Сегодня из общей численности мордовского народа в 1 миллион 200 тысяч человек только четверть живет в Мордовии, остальные - в Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Челябинской областях. Большинство из них стараются не забывать о своих корнях, культуре, традициях.

А традиции у этого народа яркие и самобытные. С гордостью рассказал Виктор Иванович о миролюбии и смекалистости своего народа. О вышивках и поделках из бересты, которыми славятся мордовские мастера. Об их мелодичных песнях и танцах. О пышных пшенных блинах и бозе - ядреном свекольном квасе, который превосходно готовят в мордовских семьях. Интересен и красив национальный наряд мордовских девушек: на голове платок, который при необходимости можно использовать как покрывало, а сверху что-то вроде кокошника с бубенчиками и такие же бубенчики на поясе. Сначала слышится мелодичный перезвон, а потом появляется сама красавица:

Помимо мордвы в финно-угорскую группу народностей входят современные венгры, эстонцы, финны. Вместе с ненцами, ижорцами и другими малыми народностями они представляют собой удивительный этнический сплав, по которому можно изучать не только лингвистические, но и культурные, экономические, религиозные тенденции. Достаточно сказать, что народы, входящие в финно-угорскую языковую группу, исповедуют православие, католицизм и язычество и при этом живут в мире и дружбе. Это ли не модель будущих межнациональных отношений в условиях глобализации?

Сохранение национальных обычаев и традиций народов много дает для понимания общемировой культуры, осознания нашего места в мире, создания системы ценностей, в центре которой - человек, а не бездушная технология. Но как сохранить уходящие в область забвения старинные обычаи, как удержать в памяти мелодии исчезающих наречий? Члены челябинских финно-угорских объединений солидарны с учеными, считающими, что главное в этой ситуации - сохранить язык так называемых национальных меньшинств. Право на собственный язык равносильно праву на культуру и является одним из основополагающих прав человека, гарантированных Конституцией России. Кроме того, необходимо предоставить более заметную роль в семье женщине-матери, потому что именно женщина - хранительница семейных преданий, обычаев и традиций. Еще - поддерживать национальную интеллигенцию, вести просветительскую работу среди населения. По инициативе челябинской финно-угорской общественности под руководством координатора социальных проектов В.В. Зонова в нынешнем году планируется проведение научно-практических конференций, этнографических экспедиций, выставок народного костюма. Традицией стало выступление самодеятельных артистов в школах, выезды в районы, на территориях которых проживают финно-угорские народности, а в Ленинском районе Челябинска в течение вот уже нескольких лет отрабатывается модель регулирования взаимоотношений между представителями власти и национальными меньшинствами.

К слову сказать, отношения с национально-культурными центрами каждый из городов и районов выстраивает по-своему. Некоторые администрации и отделы культуры принимают национально-культурные общества в свои структуры с частичным финансированием. В Магнитогорске создан центр национальных культур, через который управление культуры города финансирует мероприятия общественных объединений. Помощь оказывается и на законодательном уровне, в Уставе области есть статья, где подчеркнута важность сохранения и развития национальных, этнических и культурных традиций.

И это не просто эффектный тезис. Пробуждение национального самосознания может стать тем толчком, который выводит все население на качественно иной уровень развития. Пример - история Финляндии, которая начиная с ХII века жила то под шведами, то под немцами и не имела своей письменности. И только с пробуждением национального чувства народа, с подвижнической деятельностью патриотически настроенных граждан Финляндия обрела самостоятельность, а с нею и язык и всего за 150 лет достигла больших успехов в образовании, бизнесе, развитии социальных программ.

По сей день в Финляндии огромное внимание уделяется вопросам национальной политики. Эта страна является главным инициатором движения финно-угорских народов. Недавно здесь завершилась трехлетняя программа содействия соплеменникам из РФ. После ее обсуждения в парламенте Финляндии принята вторая аналогичная программа с объемом финансирования в 10 миллионов финских марок. Активизировали свои отношения с российскими финно-уграми Эстония и Венгрия. Сейчас в этих странах и Финляндии обучаются за счет государства несколько сотен российских студентов, идет обмен музейными и библиотечными фондами, развивается туризм.

Финно-угорский мир становится фактором реальной консолидации народов, конструктивного и созидательного партнерства. Кстати, на заседание консультативного комитета в Саранске посланцы Южного Урала привезли приветственное письмо мэра Челябинска В.М. Тарасова, в котором выражена надежда на сотрудничество, и приглашение провести следующее заседание комитета на нашей земле. В Мордовии много предприятий, которые могут вызвать интерес челябинцев. Здесь построен крупнейший в Европе по величине цементный завод, который может потреблять уральский щебень, развиты переработка цветных металлов, легкая и пищевая промышленность. Словом, диалог между регионами может стать предметом общественного внимания. А значит, появится взаимный интерес к жизни людей, взаимодействию культур, сохранению национальных особенностей. Допускаю, впрочем, что кто-то может сомневаться: так ли уж, дескать, необходимо в масштабах планеты сохранять приметы жизни и быта маленьких народностей?

На этот вопрос ответил В.И. Чекашов:

- Сегодня раздираемое противоречиями и военными конфликтами человечество активно ищет новую формулу существования на условиях взаимоуважения, бережного отношения к национальным особенностям и традициям людей. Именно такая структура отношений выстроена внутри финноугорского мира, где люди уважают друг друга, независимо от разделяющих их особенностей, где национальное начало является не препятствием к диалогу, а напротив - поводом для сотрудничеству. Что же касается меня лично, то с тех пор, как я ощутил свою принадлежность к группе финно-угорских народов, мое мироощущение изменилось, раздвинулись границы мира, в котором я живу, в моей жизни появилось больше доброты и созидания. Аналогичные чувства испытывает человек, нашедший свою семью: n