10-04-03
В Челябинском театре современного танца Владимир Пона поставил полуторачасовой спектакль "Декамерон"
Средневековый менуэт на сокращенных босых стопах, в нарядах из мешковины и под смесь из произведений И.-С. Баха и африканского фольклора. Такова финальная точка полуторачасового спектакля "Декамерон" по мотивам одноименного произведения итальянского гуманиста Джованни Боккаччо в исполнении Челябинского театра современного танца.
Премьера спектакля состоялась на сцене Челябинской драмы за несколько дней до поездки театра современного танца на финал высшей национальной театральной премии "Золотая маска", лауреатами которой он уже становился два года назад. На этот раз челябинцы выступили там с одним из последних спектаклей Ольги Пона "Ожидание".
"Декамерон" - первый в Челябинском театре современного танца спектакль, имеющий литературную основу и выстроенный по всем драматическим законам, где есть пролог, завязка, кульминация и развязка. Впрочем, "Декамерон", поставленный художественным руководителем театра современного танца Владимиром Пона, отличается от спектаклей Ольги.
Во-первых, у Ольги Пона, как и принято сейчас в современном танце, хореография резкая, графичная, много ломаных агрессивных музыкальных ритмов, использование различных "сподручных" выразительных средств вроде того же видеопроектора или "полетов" танцоров.
У Владимира Романовича даже в его небольших танцевальных миниатюрах "Марш одиноких женщин" или "У телевизора", а теперь и в "Декамероне" - хореография все же более плавная, на сцене чаще всего танцуют либо пары, либо - тройки. Эдакая стилизация под хореографию классическую. Сценографические же приемы ограничиваются у Владимира Пона в этом спектакле лаконичными декорациями плюс синтезом танца и драматического искусства. За счет этого, впрочем, был использован в "Декамероне" и метод "интерактива". Монах (в его роли актер "Манекена" Сергей Овинов) в начале спектакля рассказал зрителям, что действие будет происходить в загородном замке во Флоренции в XIV веке, где десять знатных молодых людей пытаются спрятаться от бушующей чумы. В конце же постановки монах уже узнавал у зрителей их впечатление от увиденного.
Сюжет в спектаклях современного танца - вещь зачастую вспомогательная. Обычно задается какая-то, чаще всего философская тема, на которую посредством танца и размышляют хореограф и танцоры. Таковы, к примеру, спектакли "Лица.ру" и "Ожидание" - дилогия, где Ольга Пона дает свое представление о деревенской жизни. Понятно, что сюжет здесь слабо просматривается еще и в силу уже традиционного для современного танца временного лимита: такие спектакли чаще всего не идут больше 30-40 минут. Замысел же танцевальной адаптации литературных новелл сам по себе предполагает и вполне очевидную сюжетную основу, но и почти в три раза большую продолжительность спектакля. А значит - и зрительское недопонимание.
Владимир Пона и автор сценария "Декамерона" актер челябинского кукольного театра Сергей Плотов, надо отдать им должное, такую реакцию предугадали заранее. В конце постановки тот же монах объяснил зрителям, почему спектакль такой длинный и почему - именно такая трактовка темы.
Оказывается, полтора часа сценического действа - это как раз в угоду зрителям: обидно ведь будет женщинам, полдня собиравшимся в театр, сесть в зрительный зал и уже через полчаса увидеть опустившийся занавес. Но в таком случае "Декамерону" нужно бы немного усилить сюжетную динамику и поярче расставить смысловые и хореографические акценты. Одним из них, например, могла бы стать сцена "Чистилище": через час после череды похожих по настроению и хореографии новелл "Чистилище" может стать, так сказать, пределом нагнетания страстей. Только движения танцоров для этого должны быть энергичней, размашистей, как и сами громкие и даже агрессивные удары барабанов.
Что касается темы супружеских измен, которая и расписана в "Декамероне" Боккаччо, то она в постановке челябинцев получилась не фривольной, а эдакой слегка застенчивой или боящейся показаться неловкой. Монах в разговоре со зрителями сказал, что они и хотели сделать все пристойно. По сути дела, пластика и позы современного танца - уже откровенны сами по себе. Особый эротизм может добавить разве что оголение каких-то частей тела. В одной из новелл танцовщицы полностью оголяют грудь. Но этот прием уже был использован Ольгой Пона раньше в одной из ее постановок. Так что этот прием для челябинского театра - не новый. Как, впрочем, и "декамероновский" мотив жажды жизни, веры в будущее. Однако именно он сейчас вполне актуален.
Инга МЕЛЬНИКОВА