10-04-97


"Крылатый человек"

...Сильный шум мотора откуда-то сверху заставил нас задрать головы. Маленький, желто-оранжевый самолетик пролетел совсем низко. И исчез. Наше изумление было столь сильным, что, кажется, апельсины на заснеженной сосне не поразили бы нас больше в этот хмурый зимний день.

- Идем скорее к озеру, - предлагаю маленькому сыну. - Наверное, там сейчас будет посадка.

И точно. Когда мы вышли из леса, летающее чудо стояло уже на льду Шершней, у береговой линии. И какие-то люди начали его разбирать. Мы пробыли возле летающей конструкции довольно долго, пока с нее не сняли крылья - и чудо исчезло. Познакомиться с пилотом и его спутниками тогда не удалось. И вот теперь, решив их разыскать, я не очень верила в удачу. Но она улыбнулась.

- Рытьков Вальтер Андреевич, - представился он. - 59 лет, челябинец, начальник конструкторского отдела по двигателям головного специализированного конструкторского бюро "Трансдизель" ЧТЗ.

Чем трактор похож на самолет? Правильно, мало чем. А он с детства мечтал о полетах. Еще школьником увлекался парашютным спортом, стал мастером спорта по прыжкам, а вот летать... В летчики не взяли - зрение подвело. Но самолеты что в детстве, что сейчас, на пороге пенсионной черты, остались чем-то захватывающим дух и восхищающим сознание: как такая громадина по небу летит? И даже прекрасное знание аэродинамики мало что изменило. Он всегда летал только пассажиром, пока шесть лет назад у заводской группы энтузиастов-любителей, которых Вальтер Андреевич объединил, не появился первый дельтолет - дельтаплан с мотором. Этот сравнительно молодой вид спорта тогда только зарождался у нас в стране.

...Вместе с Рытьковым разглядываем снимки, сделанные в разное время. Вот знакомый мне желтый треугольник в синем небе над Шагольским аэродромом - празднование Дня авиации. А вот в день рождения Челябинска готовится к полету Борис Уваров, инженер-технолог ЧТЗ. Чаще остальных летает еще сверловщик моторного завода ЧТЗ Виктор Иванов. Дельтолет выглядит, прямо скажу, не очень впечатляюще: труба, на ней сиденье, позади двигатель с винтом, а впереди - панель с прибором. Впервые столкнувшись с этим агрегатом близко, содрогнулась: как можно на нем подниматься в воздух? Все равно что на метле летать... Спрашиваю об этом своего собеседника.

- Для нас это большое удовольствие, - отвечает.

А иначе зачем перед каждым полетом люди "городят" (собирают заново!) эту летающую трубу? Видимо, понять это могут только посвященные. Остальным от комментариев лучше воздержаться. То, что для одних - смертный ужас, для других - величайшее наслаждение жизни.

- Уже лет шесть мы летаем хорошо, - продолжает "крылатый человек". - Перед этим два года учились. Бывало, переворачивались, разбивали дельтолеты, ремонтировали их - и опять на крыло. Серьезных травм, Бог миловал, не было. А любая трудная посадка после трех тысяч метров над землей - твоя победа.

Ирина ВАСИЛЬЕВА.

г. Челябинск.