10-06-2000


Палочка Коха - пропуск на свободу

Вчера покинули места заключения первые амнистированные

Екатерина МИНЕЕВА

Челябинск

Вчера из ворот челябинской колонии N 8 вышли первые девять освобожденных по амнистии, приуроченной к 55-летию Победы. Все имели небольшие сроки по не очень серьезным статьям. Бывший заключенный Ч. был осужден за "неосторожное убийство" - дорожно-транспортное происшествие, закончившееся смертью пешехода. По данным прокуратуры области, из мест лишения свободы по амнистии освободится около 9000 граждан.

Самая обширная за всю постсоветскую историю амнистия вызвана отнюдь не гуманностью законодательной власти. Колонии и тюрьмы катастрофически переполнены. А осужденные продолжают прибывать. Ситуацию в Челябинской области начальник главного управления исполнения наказаний (ГУИН) В. Кондрашев обрисовал по-военному кратко и емко: "Квартал - колония плюс". Каждые три месяца население исправительных учреждений области увеличивается на две тысячи человек. А выбывает едва ли половина от числа вновь поступивших. Количество "посадочных мест" при этом остается прежним.

Настроенная на "кардинальную разгрузку" исправительных учреждений, Государственная Дума в запале или по неграмотности допустила в постановлении об амнистии ряд откровенных "ляпов". Большинство из них останется головной болью прокуратур и управлений исполнения наказаний по всей РФ. Но один - кардинальный - может коснуться всех без исключения законопослушных граждан. Речь идет об "освобождении от наказания в виде лишения свободы, независимо от назначенного срока" больных туберкулезом, отнесенных к первой или второй группе диспансерного учета. Чья-то заботливая депутатская рука вычеркнула из проекта постановления "постатейное ограничение" для этой категории граждан. То есть убийцы, насильники, бандиты и прочие граждане, осужденные по "тяжким" статьям и, по идее, не подпадающие под амнистию, совершенно спокойно выходят на свободу, если они больны туберкулезом.

Начальник отдела по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний прокуратуры области Сергей Сараев: "Вероятно, здесь допущена какая-то ошибка и будут дополнения и разъяснения. Даже в управлении по помилованию при Президенте РФ озадачены этим фактом. Мы собирали прокуроров, которые ведут надзор за исправительными учреждениями, и пришли к мнению: пока заниматься амнистированием тех осужденных, которые указаны в первых пунктах постановления - награжденных орденами и медалями, участников боевых действий, ветеранов войны, "сидящих" по незначительным статьям. Возможно, через некоторое время в постановление Госдумы будут внесены поправки.

В Госдуме, конечно, тоже сидят люди, и им свойственно ошибаться. Но вот мнение ведущего фтизиатра челябинской колонии N 3, в которой лечат основную массу больных туберкулезом заключенных.

Подполковник Владимир Краснов, врач высшей категории: "По данным Всемирной организации здравоохранения, больной активной формой туберкулеза, бактериовыделитель, может заразить в год до 30 человек. В условиях камерного содержания он заразит за месяц всю камеру. Сейчас 30 процентов больных туберкулезом в нашей области выходит из мест заключения. Но в подготовке постановления об амнистии явно не участвовали медики. Видимо, вопрос стоял так: либо финансировать "учрежденческие больницы" так, чтобы мы смогли стать "фильтрационной зоной" между обществом и заключенными, добиваясь полного излечения больных, либо отпустить всех на волю - может, рассосется:"

С начала этого года в системе исправительных учреждений наконец-то возродилось централизованное снабжение больниц лекарственными препаратами. Поэтому "под амнистию" зеков гарантированно подлечат - по закону ГУИН не имеет права выпустить на волю "бактериовыделителя", опасного для окружающих. Однако, по данным той же ВОЗ, для стационарного (шесть месяцев) этапа лечения туббольного необходимо 3000 долларов. В системе исправительных учреждений РФ на каждого "тубика" приходится 571 рубль в месяц. Добрая половина туберкулезников, оказавшись на желанной "свободке", плюет на соблюдение режима и необходимое лечение. И через три-четыре месяца вновь начинает заражать окружающих. Никакой ответственности за это не неся. Кстати, в Уголовном кодексе РФ существует статья "за постановку в угрозу заражения", касающаяся ВИЧ-инфекции. А ВИЧ заразиться в сотни раз труднее, чем туберкулезом.

Кроме уже упомянутого "туберкулезного вопроса" у работников прокуратуры и ГУИН возникает масса проблем с амнистированием заключенных, содержащихся в воспитательных колониях для несовершеннолетних заключенных. Большинство из выходящих на свободу малолеток сидит за квартирные кражи. Значит, почти гарантирован всплеск этого вида преступлений. Кроме того, там могут содержаться лица до 21 года, как их теперь амнистировать - как детей или как взрослых? Проблема с гражданами, имеющими правительственные награды (у многих из них просто нет необходимых документов, а военкоматы, которым направлены запросы, не особенно быстро на них реагируют). Много вопросов, касающихся финансирования амнистии (тоже не продуманного Госдумой как следует). Только справок об освобождении и только в Челябинской области придется напечатать не менее девяти тысяч. А обеспечение проезда "до избранного места жительства"? Далеко не для каждой колонии такая "утечка средств" пройдет безболезненно: n