10-06-04


Имени Бейвеля?

Арбат имени Бейвеля вызывает у Владимира Боже исторические ассоциации

"Челябинский рабочий" уже сообщал о конкурсе "по переименованию Арбата". Городские власти заявили о том, что это все-таки московское, а не местное название. А за новое яркое и самобытное название пешеходной части улицы Кирова имя автора пообещали увековечить на специальной табличке. С одной стороны, вопрос о переименовании Арбата - далеко не самая животрепещущая городская проблема. С другой стороны, "как назовут корабль, так он и поплывет". Тем более, что пешеходная улица уже стала одной из наиболее ярких достопримечательностей Челябинска. Наверняка в администрацию города поступит не одно предложение по переименованию Арбата, в том числе и от рядовых граждан. Но всегда интересно послушать мнение компетентного специалиста. Сегодня своими весьма любопытными размышлениями в интервью нашему корреспонденту делится историк и краевед, директор Центра историко-культурного наследия города Челябинска Владимир Боже.

- Владимир Стейгонович, может быть, есть смысл вернуться к историческому названию этой улицы?

- Не думаю, что это очень удачная идея. Дело в том, что нынешняя улица Кирова в свое время разделялась на два участка. До революции часть улицы до моста через реку Миасс называлась Уфимской улицей, а та, что за мостом - Екатеринбургской. Что означали эти названия? Направления - на Уфу и соответственно на Екатеринбург. Никакой самобытности в этом нет. В 1920 году большевики переименовали улицу в Рабоче-крестьянскую, в 1934-м, после убийства Кирова, - в улицу его имени. Все эти названия, как мне кажется, не подходят.

- А может быть, не стоит ломать голову и оставить все как есть?

- "Арбат", на самом деле, неплохое название, короткое, емкое. Думаю, что новое имя пешеходной части Кирова должно отвечать этим же критериям. Проблема в том, что Арбат изначально не наш, московский. Именовать наши улицы Арбатами - это все равно, что называть их Бродвеями. Кстати, в советские годы так в просторечье называли нынешний проспект Ленина. Но хотелось, чтобы отношение к Южному Уралу у Арбата все-таки было. Иначе проспект Ленина можно запросто переименовать в Невский.

- Какие у вас ассоциации вызывает этот участок улицы Кирова?

- Все они связаны с историей. Отсюда, как известно, уходил добровольческий танковый корпус во время Великой Отечественной войны. Еще раньше, в начале ХХ века - это была главная торговая улица, до революции здесь размещались отделения известнейших российских банков и самые крупные магазины. Все эти события могут стать основой для нового названия улицы.

- Владимир Стейгонович, а какое название предложили бы лично вы?

- Я вообще считаю, что именами людей улицы надо называть с большой осторожностью. У нас в городе до сих пор есть улицы, названные в честь людей с небесспорной репутацией. Кое-кто из них принимал активное участие в массовых репрессиях в 30-х годах, к примеру. Люди, правда, свыклись с такими названиями и не ассоциируют названия улицы с конкретными личностями. Но в этом случае я бы предложил, в качестве одного из вариантов назвать Арбат улицей Бейвеля. Репутация Александра Францевича не вызывает сомнений, он - единственный в истории города человек, который в начале ХХ века три раза избирался городским головой. За годы его работы доходы бюджета Челябинска выросли вдвое, он активно участвовал в эпохальных событиях - замощении центральной части города, проведении освещения, строительстве новых зданий, развивал в городе благотворительность. Считаю, что не лишним был бы и его бюст на Арбате.

Александр СКРИПОВ