10-06-04


Кто остался на трубе

Выиграет ли население от создания единой газотранспортной компании?

Евгений КИТАЕВ

Челябинск

В последнее время заметно обострились отношения между поставщиком природного газа в область - фирмой "Челябинскрегионгаз" и компанией "Челябинскоблгаз", осуществляющей его транспортировку. Делить им есть что. Главный вопрос: кому население должно платить за голубое топливо и его доставку?

Сетевой маркетинг

Россия не имеет конкурентов по запасам природного газа. Может быть, в этом и заключается несчастье организаций, так или иначе причастных к добыче и доставке топлива потребителям. То, чего бывает много, обычно не ценят и плохо берегут. Наверное, из-за этого тоже структурная реформа в газовом секторе происходит с некоторым отставанием от других отраслей. Странно, но только сейчас выстраивается некая хозяйственная вертикаль, отвечающая за работу с промышленностью и населением.

Чтобы лучше понять, как функционирует газовое хозяйство в регионе, обратимся к конкретному примеру. Добыча "голубого золота" лежит на Газпроме. Через нашу область проходит несколько магистральных газопроводов, принадлежащих самой монополии (это газоносные вены и артерии). От них отходят газопроводы высокого давления, которые подают газ к городам и районам. Частично они принадлежат "дочкам" Газпрома, частично - коммерческим структурам, с монополией родством не связанным. Далее следуют газопроводы низкого давления, уже доходящие до поселка, дома, квартиры. Эта собственность плохо поддается учету. Строили сети низкого давления все, кто хотел.

Наиболее спорным и проблемным с точки зрения нынешней имущественной консолидации "трубного хозяйства" является среднее звено - сети высокого давления. Одним из их собственников на Южном Урале является "Челябинскоблгаз". Практически в каждом газовом объекте региона есть его доля. В шести городских газовых хозяйствах он имеет полный контроль, в остальных, как правило, блокирующие пакеты.

Чтобы еще нагляднее представить, как "вжилась" эта компания в территорию, можно привести такие цифры: 85 процентов прокачки газа в регионе обеспечивают Челябинск и Магнитогорск. В Магнитке у "Челябинскоблгаза" полный контроль, а в южноуральской столице доли распределяются следующим образом: 40 процентов "трубы" - у известного предпринимателя Артура Никитина, 20 - у города, 40 - у компании.

Счет и расчет

Потребители газа платят не только за сам продукт, но и его доставку. Газораспределительные организации (ГРО) берут за транспортировку газа, а добытчик - за голубое топливо. Но до недавнего времени все деньги получали те, кто "сидел" на конце трубы. ГРО забирали свою денежную составляющую, а чужую должны были перечислять газовикам. Однако, согласно оценкам официальных источников, средства возвращали не всегда, в результате чего копилась большая задолженность.

Вначале Газпром, озабоченный тем, как его продукт продается на местах, создал дочернюю фирму "Межрегионгаз", возложив на нее проведение региональной политики. Но впоследствии на Южном Урале филиал "Межрегионгаза" преобразовался в "Челябинскрегионгаз", с которым и случился недавний конфликт.

С нового 2004 года картина финансового взаимодействия резко изменилась - согласно решению федерального правительства функции реализации голубого топлива от ГРО (каковой, напомним, является и "Челябинскоблгаз") перешли к "Челябинскрегионгазу". Он начал активно создавать в области свою сеть расчетных центров, а руководство частной компании забило тревогу: "смежники" забирают весь газовый платеж (включая плату за транспортировку) под себя, обязуясь затем "расщеплять" его и возвращать транспортную составляющую. Но, по словам руководителя "Челябинскоблгаза" Ильдара Усманова, в результате такого маневра начала копиться уже задолженность перед газовыми "коммунальщиками". Сложилось провальное положение в Магнитке и Сатке, где людям надо платить зарплату, а нечем.

К чему призывают теперь Усманов и компания? Оставить все, как было: платеж за транспортировку пусть собирают ГРО, а деньги за газ - "смежники".

Заединщики

Воспринимает ли сегодня кто-нибудь всерьез этот разлад? Озабочен ли тем, что он может спровоцировать появление новой горячей точки на карте области? Ведь с газом не шутят - это тоже социальный продукт, если и не такой, как хлеб, то, по крайней мере, из одного "бытового" ряда. Наверное, беспокойства, в том числе и в областном правительстве, было бы больше, если б перспектива уже не была предопределена, в том числе при участии самого "желтого дома" на улице Цвиллинга.

Планы по организации на Южном Урале единой газовой компании, которая взяла б на себя и поставку газа, и его транспортировку, вынашивались не один день. А перед 2004 годом такая организация появилась. Возглавил ее Василий Гранин - спецпредставитель власти на разных хозяйственных фронтах (вначале Василий Федорович отвечал за транспортно-дорожное направление в администрации Челябинска, потом поруководил комитетом промышленности в областной администрации, создавал и стоял во главе саморегулируемой организации арбитражных управляющих, патронируемой опять-таки "желтым домом"). Из идеологии этого проекта не особенно даже делали тайну - все сети, трубы высокого и низкого давления должны быть сосредоточены в одних руках, у одного собственника.

- Если на трубе сидят десять хозяев, это уже не рынок, а какая-то мутная среда, в которой ни потребителю, ни продавцу не понятно, с кем они имеют дело, поэтому хозяин должен быть один, - озвучил плюсы газовой реформы первый вице-губернатор Владимир Дятлов. - Нужна система, которая бы управляла поставками "голубого золота", обеспечивала их стабильность, своевременность и правильность расчетов.

Вот, собственно, и фактор, не без влияния которого развивались отношения двух спорящих предприятий.

Кому платить?

Единая газовая компания создается областью и Газпромом. И по репликам из "правительственной цитадели" можно понять, что там ждут "безболезненного и правильного варианта" - переуступки контрольного пакета акций "Челябинскоблгаза" новой структуре. Рычагов, позволяющих добиться "правильного решения", достаточно - это и установление нужного транспортного тарифа, и требования к технической политике, обязанность проводить соответствующие мероприятия, оборудовать необходимой автоматикой ГРО и так далее.

Ильдар Усманов подтвердил, что переговоры об условиях выкупа имущества "Челябинскоблгаза" уже ведутся:

- У меня были беседы и с Василием Федоровичем Граниным, и с представителями "Межрегионгаза". Движемся навстречу друг другу. Я, правда, не знаю, как поведут себя собственники. Хотя все ведь понимают: надо абстрагироваться от амбиций и думать об интересах региона. Одновременно все сознают, что в каждом газовом хозяйстве области, в том числе и тех, которые принадлежат Газпрому, у "Челябинскоблгаза" есть блокирующий пакет, и речь, следовательно, может идти не только о выкупе компании, но и ее участии в новой газовой структуре.

Финал как будто предрешен. Непонятно только, почему жителям области ничего толком не разъяснено. Одни говорят: платите за газ, как платили. Другие: не поддавайтесь на шантаж. Отчего со своими разъяснениями не выступила власть? Ведь ее участие в нынешних процессах тоже совсем не номинальное.

Единая компания: "за" и "против"

Областная власть:

- Задача у нас социальная. Чтобы газ как дешевый ресурс был доступен большинству населения и предприятий. От этого зависят экономика области в целом и экономика каждой семьи.

Еще. До последнего момента газификация велась за счет средств областного бюджета, городов и районов, населения. У Газпрома не было заинтересованности в том, чтобы вкладывать собственные средства в развитие транспортной сети. Сейчас такая заинтересованность появляется. Ожидается, что газификация пойдет более интенсивно.

Руководство "Челябинскоблгаза":

- Если решение о переуступке имущества будет принято, контроль над единой компанией станет осуществляться из Москвы. У области вряд ли найдутся деньги для выкупа "трубы" и всего, что к ней полагается. То есть картина ожидается одноцветная: добыча газа - Газпром, транспортировка - он же, продавец - он же. Налицо, как говорится, полное соответствие сегодняшнему определению - монополия. Конкуренции - ноль. Выиграют ли от этого простые потребители?

По мнению Ильдара Усманова, разрядить обстановку могло бы обращение к независимым поставщикам газа - таким, как "НовоТЭК", "Нафта", "Итерра", привлечение их и к снабжению Южного Урала голубым топливом, и к участию в уставном капитале единой газотранспортной компании.