10-06-04


"Кинотавр" со многими лицами

Специальный корреспондент "Челябинского рабочего" побывала в гуще событий знаменитого фестиваля

Лидия САДЧИКОВА

Сочи - Челябинск

На экране, пляже и корте

Фестиваль начался в первый день лета и закончится 15 июня. Я провела в его хаотичной, но праздничной и захватывающей атмосфере треть срока. Застала церемонию открытия, успела посмотреть несколько конкурсных фильмов, участвовала в пресс-конференциях, прогуливалась по набережной и пляжу, где мелькали лица и тела знаменитостей, общалась с некоторыми из звезд кино. нынче на кинофорум съехалось, как никогда, много гостей и участников. Всех не перечесть, назову тех, кого не заметить невозможно. Первые красавицы отечественного кинематографа Марина Могилевская, Вера Сотникова, Ольга Дроздова, Екатерина Гусева. Кинодамы старшего поколения: Лидия Федосеева-Шукшина, Ольга Волкова, Светлана Немоляева (разумеется, с супругом Александром Лазаревым), невероятно помолодевшая Лариса Голубкина. Все "менты" с "Улиц разбитых фонарей", включая нежнейшую Анастасию Мельникову. Знаменитые режиссеры Станислав Говорухин, Георгий Данелия. Звезды песенного искусства Наташа Королева, Александр Розенбаум, Екатерина Семенова. Писатели Владимир Войнович, Аркадий Вайнер, Виктория Токарева, Аркадий Инин. Балетная дива Анастасия Волочкова, которая на "Кинотавре" не только в числе принимающих (теперь она солистка Краснодарского театра оперы и балета), но и как киноактриса, снявшаяся в картине "Черный принц" о Пушкине.

Новинкой нынешнего праздника стал теннисный турнир "Кинотавр CUP". На теннисном корте можно было встретить звезд бизнеса, политики и, конечно, кино.

- Люблю теннис патологической любовью, - сказал нестареющий Николай Караченцов. - К тому же как актер понимаю, что этот вид спорта лучше любого другого поддерживает физическую форму.

Ас тенниса - Максим Дунаевский. Может, поэтому он в свои 68 лет по-юношески строен и так притягателен для молодых красивых женщин, в окружении которых не раз был замечен? Крис Кельми тоже давно занимается этим видом спорта, похоже, что именно турнир - главная цель его приезда на "Кинотавр". Дмитрий Харатьян из разряда начинающих игроков.

В рамках "Кинотавра" проходит международный киновидеорынок. В нем принимают участие и челябинские прокатчики. От их вкуса зависит, какие фильмы мы будем смотреть в местных кинотеатрах.

В начале июня в Сочи много отдыхающих, которые приезжают специально ради фестиваля. Кому позволяют средства, селятся в отеле "Жемчужина", поближе к "звездам", и покупают аккредитацию на любой период (хоть на несколько дней, хоть до конца праздника), чтобы смотреть, какие захочется, фильмы. Самая демократичная программа - "Кино на площади". Каждый вечер любой желающий может абсолютно бесплатно смотреть по два предлагаемых оргкомитетом фильма: и из числа конкурсных, и из тех, что были на предыдущих фестивалях, и из ретропоказа. Кроме основного конкурса на суд жюри и зрителей выставлена программа "Дебют-Кинотавр, короткий метр" (игровые и документальные короткометражки начинающих авторов). Специальное событие кинофорума - новый фильм Карена Шахназарова "Всадник по имени Смерть" (его премьера уже состоялась в Челябинске). Некоторые фильмы основного конкурса челябинцы тоже уже могли видеть либо в прокате, либо в рамках фестиваля "Новое кино России".

Какой фильм станет лидером, кто войдет в число победителей в различных номинациях (лучшие артисты, лучший сценарий, лучший режиссер и так далее), станет ясно 15 июня на церемонии закрытия "Кинотавра".

Долгое прощание Рудинштейна

В жюри основного конкурса - режиссеры В. Грамматиков и В. Юсов, актриса И. Розанова, композитор М. Дунаевский, сценарист Д. Смирнова, телеведущая Е. Мцитуридзе, киновед Ю. Богомолов, драматург В. Кунин, сценарист Б. Хлебников и другие авторитетные лица. Неожиданно для всех возглавил жюри единственный в стране лауреат премии ЮНЕСКО Марк Рудинштейн. По статусу, как президенту кинокомпании "Кинотавр", ему это не положено. Но коль он, по его утверждению, на фестивале в последний раз! Кстати, их с Янковским затянувшееся прощание с "Кинотавром" стало едва ли не главной темой фестиваля. Ласковые уговоры, бесконечные интервью по этому поводу и домыслы: купил ли Тодоровский-младший "Кинотавр" и что с ним будет вообще?

- Все будет! - с оптимизмом смотрит в будущее Рудинштейн. - Он последний только для нас с Янковским. Знаете, я часто задавал вопрос директору Каннского фестиваля: помнит ли он фамилию зачинателя? Не помнит. И никто не помнит. Так вот, если через 10-15 лет люди вспомнят нас как отцов "Кинотавра", значит, мы не напрасно тянули эту лямку.

Уже сейчас понятно, что не напрасно! По большому счету, "Кинотавр" существенно поддержал отечественный кинематограф в период кризиса 90-х. Он помог вернуться в профессию многим растерявшимся в то время столпам этого вида искусства. И не последнюю роль сыграл в том, чтобы российское кино реально становилось частью международного кинопроцесса.

Марк Григорьевич Рудинштейн теперь с ностальгической ноткой вспоминает, как все начиналось:

- В 1989 году эмигрировали за границу прекрасные актеры и друзья: Михаил Козаков, Александр Каневский, Валентин Никулин. В мой день рождения их не хватало за столом. Печально. Мы стали спорить, как удержать артистов. Решили: надо создать "универсальный" фестиваль, где бы показывали как интеллектуальные, так и развлекательные фильмы. Кто-то пошутил: "Это получится кентавр". Другой переспросил: "Что за кинотавр?" Я словечко это запомнил. И, как видите, оно прижилось.

На "Кинотавре" за 15 лет "отметились" едва ли не все отечественные актеры и режиссеры. Когда фестиваль получил статус международного, в Сочи стали приезжать звезды мирового кино. Франко Неро из Италии, Жан-Клод Ван Дамм и Дольф Лундгрен из США, Анни Жирардо из Франции, Барбара Брыльска из Польши.

- Самым памятным был визит Депардье, - вспоминает Марк Григорьевич. - Неистовый, непредсказуемый француз вылетел на своем самолете из Парижа, никого толком не предупредив, что направляется в Россию. В Сочи он провел сумасшедший день. Встречи с прессой и зрителями, дегустация местных вин, после чего он прямо в ботинках залез в море. Затем отправился на кухню ресторана жарить цыплят, а потом попросил увести его в номер отеля, где упал без сил. Так же внезапно и улетел. Звезда!

В этот раз украшение "Кинотавра" - оскароносная актриса Сьюзен Сарандон. Я уезжала из Сочи в день открытия XI международного кинофестиваля (программа его тоже многообещающая) и голливудскую диву воочию не увидела. Зато пообщалась с нашими звездами.

Говорю со звездами

Актриса Алла Демидова:

- я представляю фильм Бориса Бланка "Смерть Таирова", где играю роль музы и жены знаменитого режиссера Алисы Коонен. Сначала Бланк хотел пригласить на роль Таирова Юрия Петровича Любимова. Мне понравилась эта идея. Потому что наши, в общем-то, непростые отношения с Любимовым за 30 лет работы в театре на Таганке дали бы больший объем для создания ролей. Однако Юрию Петровичу состояние здоровья не позволило. Вместо него пригласили Мишу Козакова. Я с ним не первый раз играю, он прекрасный актер и хороший человек. Оператором фильма был Мишенька Суслов, который снимал фильм "Шестое июня", где я играла революционерку Марию Спиридонову. Это было так давно! Потом он уехал в Голливуд, был там первым российским оператором, его признали и приняли в гильдию кинооператоров. Однажды он приехал погостить в Москву к друзьям, и Борис Бланк уговорил его принять участие в съемках, чему я была очень рада. Бланка я знаю с тех пор, когда он оформлял спектакли на Таганке в качестве художника, с той поры минуло 40 лет! Откровенно говоря, меня посещают мысли: может, зря он сменил профессию. Не все могут снимать кино, так же, как не все могут выходить на сцену. Например, Рената Литвинова. Красивая девушка, но то, что она делает на сцене МХАТА имени А.П. Чехова, играя главную роль в "Вишневом саде", не поддается никакому обсуждению. Вообще сцена и экран - две разные профессии. Но мне несложно переходить из одного ремесла в другое. Я вообще должна была быть экономистом, окончив МГУ. Но искусство пересилило. А последние годы пишу и издаю книги, в том числе издала книги-портреты о моих великих коллегах: о Володе Высоцком, Иннокентии Смоктуновском. Недавно выпустила седьмую книгу, это своего рода расшифровка "Поэмы без героя" Анны Ахматовой. много лет назад я была в гостях у Ванги, известной болгарской предсказательницы, и она сказала, что моя основная профессия - исследовательница. Видите, как все обернулось!

Певица Наташа Королева:

- На "Кинотавре" я вместе с актрисой Амалией Гольданской и другими коллегами представляю фильм "Рецепт колдуньи", где снялась в заглавной роли. это мой дебют. Режиссер фильма долго не мог найти характерную актрису на роль подружки колдуньи, а я давно мечтала о роли "злого персонажа". Недавно закончила актерский факультет РАТИ с красным дипломом, и эта роль показалась мне достойной дипломной работы. До этого мне подсовывали много сценариев, предлагали положительные образы вроде Мальвины, но я отказывалась. Не скрою: в кино свои трудности, это особая работа, но глобально ничего нового для себя я не открыла. Рада, что с Гольданской подружились, она очень хороший человек, юморной и умный. И очень талантливая актриса: много находок привнесла в фильм во время съемок. Я у нее научилась особому внутреннему состоянию, которое должно быть у киноактеров. Посмотрим, будет ли продолжение моей кинокарьеры. мне понравилось сниматься, я подумываю о том, чтобы уйти из шоу-бизнеса и заняться актерством.

Актриса Амалия Гольданская:

- И мне было чему поучиться у Королевой. Наталья - очень дисциплинированный человек. Та точность, с которой она приезжает на съемку, с которой она готовится к кадру, к сцене, просто уникальна. Может быть, мы, киноартисты, более расслаблены в этом отношении. существует даже такая актерская прибаутка: "Ой-ой, я опаздываю" - "Не волнуйся, в кино нельзя опоздать". На самом деле это неправда, ведь ты можешь задержать коллег, всю съемочную группу. Еще мне очень понравилось в ней то, что, несмотря на ее звездность, она понимала, что входит в другую актерскую профессию, и не пренебрегала мнениями профессионалов. Это человек, который умеет "подсматривать" и "подглядывать" всякие актерские штучки, то есть впитывает актерскую профессию. Думаю, что у нее большое будущее характерной актрисы.

- А для вас этот фильм, наверное, не стал эпохальным, этапным?

- Почему же! это первая главная роль в большом кино за последние лет семь. роль, которая много мне дала в ощущении себя как личности, даже не только в профессии, но и, как говорится, в миру.