10-07-98


Правда о загрязненных территориях

Открытый ответ жителям станции Муслюмово

В "Челябинском рабочем" 2 апреля этого года было опубликовано открытое письмо губернатору области Петру Сумину от жителей станции Муслюмово "Мы хотим знать правду". В нем поднимались наболевшие проблемы жителей Муслюмово, а в конце излагалась просьба: "услышать вразумительные ответы от компетентных лиц вашего аппарата на все поставленные вопросы". Сегодня на письмо муслюмовцев отвечает заместитель губернатора по вопросам чрезвычайных ситуаций Геннадий Подтесов.

- Геннадий Николаевич, какова сейчас обстановка в районе пострадавших территорий?

- Надо сказать, что первые годы деятельности ПО "Маяк" нанесли значительный ущерб здоровью населения и экономике северных территорий области, который до сих пор не компенсирован. Часть переселенцев все еще живет в сборно-щитовых домах, построенных сорок лет назад на скорую руку и уже практически непригодных для жилья. Наибольшую тревогу вызывают населенные пункты, расположенные в пойме реки Теча-Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижнепетропавловское. Жители этих сел продолжают пользоваться рекой в хозяйственных целях из-за отсутствия других подходящих источников водоснабжения или средств для их поддержки.

- Как же решаются в области эти проблемы?

Администрация области в 1990 году выступила инициатором разработки Федеральной целевой программы "Социальная и радиационная реабилитация населения и территорий Уральского региона, пострадавших вследствие деятельности ПО "Маяк". Программа действует с 1992 года и финансируется из федерального бюджета. Она предусматривает строительство жилья (для пострадавших и переселенцев, в том числе из Муслюмово), развитие сферы здравоохранения, меры по экономической и социально-психологической поддержке населения, меры по контролю за радиационной ситуацией на загрязненных территориях. Все эти проблемы находятся под постоянным контролем комитета по радиационной безопасности, моим и губернатора области и решаются в пределах тех средств, которые направляет в область федеральный бюджет.

Кроме того, есть Закон РФ "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Течу", который действует с 1993 года и предусматривает индивидуальные льготы и компенсации для пострадавших от радиационного воздействия и ликвидаторов аварий на ПО "Маяк".

- А каким образом распределяются средства, поступающие на счет реабилитационной программы?

- Ежегодно губернатор области утверждает план мероприятий, в котором отражено, куда именно, на какие конкретные цели направляются федеральные деньги. Средства, предназначенные для реабилитационной программы, поступают из федерального бюджета в областное управление федерального казначейства, а уже оттуда - на специальные счета предприятий и организаций, которые непосредственно выполняют работы по программе.

Средства федерального бюджета, направляемые Минфином на выплату льгот и компенсаций в соответствии с федеральным законом, также поступают через областное управление федерального казначейства в его городские и районные отделения. Затем они перечисляются в органы социальной защиты населения, которые производят непосредственную выплату компенсаций гражданам.

- Известно, что жители пострадавших территорий должны бесплатно обеспечиваться всеми необходимыми лекарствами и медикаментами. Однако на деле выясняется, что денег на эти цели у медицинских учреждений нет. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Действительно, в соответствии с законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации" определенные категории людей должны получать необходимые лекарства бесплатно. Но отсутствие финансирования таких расходов приводит к невозможности оказания бесплатной медицинской помощи.

- Как проводится отселение жителей села и станции Муслюмово, надолго ли рассчитан этот процесс?

- Когда мы говорим об отселении, надо особо подчеркнуть, что речь идет о добровольном отселении. Село и станция Муслюмово отнесены к населенным пунктам, где доза облучения, ежегодно получаемая жителями за счет искусственных источников радиации, составляет больше одного миллизиверта в год. По принятым в мире и в России нормативам, это зона радиационного контроля, для которой отселение не является обязательным. С этой точки зрения надо говорить не об обязательном отселении, а о возможностях, которые изыскивает для этого администрация через федеральную программу, областной бюджет, так как понимает, что лучший выход для тех, кто живет непосредственно у реки, - переехать на другое место жительства.

- Геннадий Николаевич, действительно ли муслюмовцы, переселенные в экологические дома, теряют все льготы?

- Нет, это не так. Те, кто добровольно покидает Муслюмово, лишается льгот, которые он получал, живя там. Но это логично, ведь льготы проживающим в селе и на станции платятся за риск, связанный с жизнедеятельностью в потенциально опасной зоне. Когда человек покидает эту зону, вредные факторы уже не оказывают непосредственного влияния на его здоровье, и сумма компенсаций, естественно, уменьшается. Но она не исчезает совсем. Сегодня добровольно выезжающие из Муслюмово пользуются льготами, связанными с трудоустройством, они имеют право на внеочередное обеспечение жилой площадью, для них снижен возраст выхода на пенсию.

- Еще один вопрос, связанный с размерами льгот и компенсаций: в открытом письме утверждается, что эвакуированные граждане пользуются большими льготами, чем постоянно проживающие в Муслюмово. Так ли это?

- Смотря что понимать под размером льгот и компенсаций. Перечень льгот, установленный для эвакуированных граждан, действительно шире, чем для муслюмовцев. Однако ежемесячных выплат за компенсацию вреда проживания и работы в зоне, аналогичных тем, что получают муслюмовцы, не имеет больше ни одна категория пострадавших. Переселенные находятся в более выгодном положении, имея возможность ежегодного бесплатного лечения в санаторно-курортных учреждениях. У жителей Муслюмово такая льгота также есть, однако она не предоставляется из-за отсутствия постановления Правительства РФ о порядке ее осуществления.

Хочу подчеркнуть, что эвакуация в свое время была проведена из тех населенных пунктов, в которых жить было нельзя ни при каких условиях. Для части жителей она запоздала, и люди успели серьезно облучиться. Поэтому предоставленные им льготы направлены на компенсацию того материального и морального вреда, который был нанесен им со стороны государства.

- Новое жилье в рамках закона хоть и не быстро, но строится. Как оно распределяется?

- В Кунашакском районе в 1991-1993 годах за счет средств федерального бюджета было построено и распределено 152 квартиры, из которых 40 получили работники бюджетной сферы - учителя, врачи. Подчеркиваю, тогда еще не действовал закон, федеральная программа была направлена на решение социальных проблем пострадавших районов, и местные руководители справедливо решили, что без жилья хороших специалистов в район привлечь не удастся. Надо сказать, что сегодня, когда квартиры распределяются только под обеспечение закона, так и оказалось: в районах нет квалифицированных учителей, врачей, других специалистов, и нет средств, чтобы строить для них жилье самостоятельно.

В 1996-1997 годах в Кунашакском районе построена 41 квартира, 37 ордеров получили пострадавшие граждане. 21 квартира выделена для переселения жителей Муслюмово. Кстати, вопросы распределения квартир, в том числе между станцией и селом Муслюмово, находятся в ведении районной и поселковой администрации и их жилищных комиссий.

- Известно, что сегодня, когда у Правительства России нет денег, федеральная программа финансируется плохо. Скажите, Геннадий Николаевич, каковы ее реальные перспективы?

- Финансирование программы на самом деле оставляет желать лучшего. Первая программа 1992-1995 годов профинансирована Правительством РФ всего на 6 процентов, действующая сегодня - пока на 67. При сохранении такого объема финансирования из федерального центра понадобится более восьми лет, чтобы обеспечить жильем всех, кому оно гарантировано действующим "уральским" законом.

В этих условиях администрация области ежегодно выделяет средства на строительство объектов, запланированных в программе. Кроме того, губернатор постоянно информирует Правительство РФ, Президента РФ о состоянии финансирования программы, подчеркивая при этом, что она связана не только с вопросами ликвидации последствий радиационных аварий, но и с безопасностью населения, живущего по соседству с крупнейшими в мире хранилищами радиоактивных отходов.

Ясно, что о закрытии программы речь не идет. Более того, сегодня есть решение, зафиксированное в протоколе совещания у вице-премьера В.Б. Христенко во время его недавнего визита в нашу область, с поручением заинтересованным министерствам совместно с администрациями областей рассмотреть вопрос о разработке федеральной программы до 2010 года. Есть аналогичные рекомендации контрольного управления Президента РФ, которое недавно поработало у нас в области и проверило реализацию нашей администрацией этой программы.

Поэтому я могу с уверенностью сказать, что областные власти постоянно занимаются пострадавшими территориями и не забывают об их жителях. Так и будем продолжать.

Беседу вел И. НИКОЛЬСКИЙ.