10-07-98


Велосипедисты объявили войну!

Героиню этой истории я встретил на Свердловском тракте. Сидит на обочине девушка и, хлюпая носом, пытается надеть цепь на шестерню своего импортного красавца-велосипеда. Упрямая цепь "ни-и-как" не надевается. Автомобилисты на призывные взмахи испачканной ладошки не реагируют. "Подонки! Подонки! Подонки!" - двадцать минут назад Алину (фамилию она по понятным причинам просила не называть) сбили. Кто-то из обгонявшей "девятки" ради смеха хлопнул ее по попе - от испуга выпустила руль и... Хорошо еще не под колеса. Номер машины запомнила, а дальше-то что? И правда, что дальше?...

Велосипедный бум, прошедший по доброй половине мира, Челябинск почему-то пока не задел. Гоголь о причинах сказал бы: "Дороги и дураки!" Велосипедных дорожек в Челябинске нет. А ездить по нашим улицам, да рядом с нашими автомобилистами...

В Германии на пару машин в семье приходится два-три велосипеда. Чтоб добраться до школы, работы или магазина - бензин не жгут, небо не коптят. Двухколесный транспорт считается для города более удобным. Дешевле, проще в применении, доставляет маленькие плотские радости: загар, тренированные мышцы и главное - азарт. К примеру, обгонишь переполненный автобус или застигнутое в пробке "стадо" легковушек и чувствуешь себя спортсменом - комком мускулов и нервов. Водители всего мира пронырливость велосипедистов воспринимают как занозу в мягких тканях. Однако в той же Германии педали крутят все. Социальное размежевание граждан на водителей, пассажиров и "ни то ни се" (велосипедистов, роллеров) там невозможно. У нас - просто неизбежно.

"Велофаны". Число их неуклонно растет. А после появления в магазинах "горных" толстошинных красавцев и велоклубы завелись, велотусовка, велоприкиды.

Растет и всеобщая нелюбовь к "велофанам". Особенно к фирменно упакованным - проповедникам нового стиля. Так и чешутся у народа руки посадить велостилягу в лужу. И тут уж как на войне - одни неприятности. По тротуару едешь, народ шарахается, ругань до небес. На дорогу выберешься - ухабы, и от автомобилистов пакостей жди. Грязью окатят, к бордюру прижмут, с дороги вытолкнут.

Меня и самого на стареньком "Туристе" как-то в кювет отправили. И не какие-нибудь "автогопники" - милиционеры. Разогнался под горку на Тимирязева. А из подворотни "бобик" выезжает, и в нарушение всех правил начинает разворачивается по центру дороги... медленно так. Ни объехать, ни затормозить. Я им проорал что-то про ум, честь и совесть - и на всей скорости через бордюр. Назад выбираюсь, смотрю - обиделись, поджидают. Ладно еще извиниться не попросили.

Бесправнее велосипедиста "зверя" не найти. Водитель и экзамены по правилам дорожного движения сдает, и налоги платит, штрафы опять же - свой человек. Да и статистика милицейская за него. Из 38 ДТП с велосипедистами (за эти полгода) 21 поставлено им в вину. Исключения составляют явные случаи выезда автомобилей на встречную полосу или тротуар, как это недавно произошло на улице Белорецкой. Девятикласница Анастасия В. решила покатать подружку, без спросу взяла у тетки ключи от ее "Жигулей", выехала со стоянки, но по неопытности очень скоро перепутала дорогу с тротуаром и сбила одиннадцатилетнего мальчишку. Автомобильный "террор", о котором как один рассказывают велосипедисты, в милицейские сводки за редкими исключениями не попадает.

- Упал, поцарапался человек, к нам, как правило, и не обратится, - рассказывает начальник отдела пропаганды ГИБДД области старший лейтенант Сергей Ефанов. - Да и доказать что-то очень трудно. Велосипедист - один. А в машине - двое-трое свидетелей, подтверждающих правоту водителя. Это как с постановлением правительства области об административной ответственности за обрызгивание грязью. Предусмотрен штраф - от одного до пяти минимальных окладов труда. Однако пострадавшему, чтобы добиться возмещения ущерба, нужно найти свидетелей, обратиться в милицию, составить протокол, да еще и квитанцию из химчистки принести. Кто этим станет заниматься?

Никто. Несчастная Алина вместе с друзьями обнаружила машину обидчиков (а может, просто очень похожую?) через три дня после происшествия и оставила на лобовом стекле послание нитрокраской. Так собирается поступать и впредь. Воевать так воевать...

Для остальных - парочка советов от старого велотуриста. Оживленных городских магистралей лучше избегать. Двигаясь в общем потоке придется обгонять общественный транспорт. А в плотном скоплении машин, даже просто объезжая кочки, обязательно где-нибудь да подставишься. За городом главная опасность - большегрузы. Из их высоких кабин мирно пылящего по обочине велосипедиста можно не заметить. Некоторые из моих знакомых, раз удачно выскочив из-под колес КамАЗа, теперь предпочитают остановиться заранее и переждать. Заодно и ногам отдых. Не забывайте про навесные катафоты (светоотражатели - ред.). За городом без них в сумерки - верная смерть. И последнее. Если уж по чьей-то вине упал и ушибся, не зализывай раны дома. Отправляйся в травмпункт, бери справку о причиненном здоровью ущербе и жди визита милиции. Сыграй по правилам!

Андрей НЕЗВАНЫЙ.