10-07-98
...Более года назад Государственная Дума РФ приняла постановление N 1199-11 ГД "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской республике". Постановление это само по себе было нужным и своевременным, но... неполным. Оставались незатронутыми еще тысячи и тысячи военнообязанных и военнослужащих, уклонившихся от армейской службы в этот и последующий периоды.
...В апреле с.г. Генеральная военная прокуратура РФ воплотила в жизнь месячную программу "Беглец", в ходе которой беглецам было предложено добровольно явиться в прокуратуру в надежде на тщательное, законное расследование. "Сажать мы никого не будем, - пообещали военные прокуроры. - Если срок службы беглеца еще не окончился - вернем в часть, если окончился - "легализуем" и выдадим документы". "Это не амнистия, - уточнила Ассоциация солдатских матерей. - Амнистия - это когда не спрашивают, где шлялся, а за пять минут закрывают уголовное дело".
Тем не менее "месячник" пришлось трижды продлевать из-за огромного количества желающих сдаться. Самой "популярной" в стране стала Челябинская военная прокуратура: за три месяца по программе "Беглец" сюда обратились около девятисот (!) человек. Причем среди них были как только что сбежавшие из воинских частей пацанята, так и "матерые" беглецы десятилетней давности. Словом, очищение было грандиозным, и никого действительно не посадили. Однако еще более сотни южноуральцев продолжают скрываться от правосудия.
...И тогда, 12 июня с.г., Государственная Дума принимает новое постановление - о распространении действия постановления N 1199-11 ГД на лиц, уклонившихся от военной службы. "Руководствуясь принципом гуманизма, учитывая распространенность неблагоприятных обстоятельств, отрицательно влияющих на условия прохождения военной службы", амнистия распространяется и на "уклонистов". Причем амнистироваться будут все, "независимо от места и мотива совершения преступления". Для пущей важности в этот список включены также лица, совершившие "в период уклонения от военной службы иные преступления небольшой тяжести" (до двух лет лишения свободы). "Это маленькая победа российской демократии, - комментирует председатель Челябинской областной ассоциации солдатских матерей Людмила Зинченко. - Наконец-то у ребят появилась возможность легализоваться".
Однако сразу же возникает два вопроса: а) не появляется ли, в связи с новым постановлением, у призывной "косьбы" официальный статус? и б) кому нужна структура, в которую сначала загоняют палками всех поголовно, а потом амнистируют "не загнавшихся"?
Влад ВЕРИГО.