10-08-02


Горы - мир со своими законами

На Таганай восходят даже покорители Эвереста

Анастасия БЕРСЕНЕВА

Златоуст - Челябинск

Уральский хребет, который люди знающие называют второй Швейцарией, может удовлетворить самых требовательных туристов. Но излюбленным местом отдыха для людей всех возрастов и профессий остается национальный парк "Таганай".

Турпоход с комментариями

У меня как жителя "равнинного" Челябинска была мечта - сходить в горы. Чтобы горизонт шел ломаными линиями, а тропинка пробиралась между корявыми елями и камнями-валунами. Вдвоем с подругой мы отправились осуществлять мечту. Три часа до Златоуста, и вот они - вершины Таганая, визитная карточка города.

Таганайский горный массив состоит из трех хребтов: Большой, Средний и Малый. Самая высокая гора на Большом Таганае - Круглица, 1178 метров высотой, всего на 100 метров ниже Везувия. Ненамного уступают Круглице Откликной гребень и Двуглавая сопка. Пройти шесть километров до подножия Двуглавой сопки можно за два-три часа. Дорогой служит колея в три метра шириной, которая после дождя превращается в глиняное месиво. А на Таганае, как говорят лесничие, дня без дождя не бывает. Возвращающиеся туристы с улыбкой смотрели на мои кроссовки: здесь лучшая обувь - резиновые сапоги.

Мы с подругой были первый раз на Таганае и, естественно, заблудились. В результате оказались на вершине Двуглавой. Весь южный пик утыкан Перьями - скалами в виде плотно прилегающих друг к другу толстых "перьев", больше похожих на крылья биплана. А вот на северной вершине круглые скалы называются Бараньими лбами.

Обычно туристы идут на Дальний Таганай до метеостанции "Таганай-гора". Всем преодолевшим 32-километровый путь метеорологи и базирующиеся здесь спасатели предложат горячий чай. А взамен попросят оставить пару фраз в книге для посетителей. Смена у метеорологов длится десять дней. Будни скрашиваются байками. Метеорологи рассказывают про таинственные огни над горами, которые вызывают необъяснимый ужас. Спасатели свои байки травят: про Киалимскую бабушку, про "подснежников". Киалимская бабушка - старушка вредная: по лесу ходит, гукает, ветки сшибает. И плохих людей не пропустит в горы - запутает, потопит в болоте. Истории о "подснежниках" - до жути реальные. По весне из-под снега спасатели частенько достают тела погибших туристов. Транспортировку в город замороженные тела ожидают в "предбаннике" на метеостанции. Спасатели рассказывают, что некоторые мертвецы таинственно исчезают из "предбанника" и продолжают бродить по горам. Как положено, хозяева метеостанции обмениваются байками по вечерам. Бывает, до того напугают друг друга, что выходят на улицу снимать данные метеоприборов (это надо делать через каждые три часа) только вдвоем. А ночью, в туалете, может такое привидеться, что взрослые мужики выбивают дверь и преодолевают 50 метров до домика, как заправские спринтеры. Кстати, не раз страдавший от воображения метеорологов туалет является "самым высоким" на Урале - он стоит на высоте 1146 метров.

Кроме страшилок хозяева метеостанции могут рассказать, как к ним приезжала астролог Тамара Глоба. Она утверждала, что здесь находится аномальная зона, и "заряжалась" энергией.

В журнале для посетителей среди излияний на русском языке нередки записи туристов из Франции, Канады, США. Но все строчки заканчивались одинаково: "Мы вернемся".

Гости Таганая

Есть туристский закон: здороваться со встречными. Неважно - знакомый или незнакомец, новичок или "матерый волк". "Здравствуйте!" - и вы уже друзья. Можно остановиться, расспросить о дороге, о лесных новостях или попросить лишнюю буханку хлеба. Дружеские отношения завязываются на стоянках. Официальных, специально оборудованных лесничими стоянок всего пять. Но здесь туристов ждут и костровище, и расчищенное место для палатки, а рядом непременно будет журчать ручеек. Подойдешь к соседнему костру, спросишь: откуда? Познакомишься, о себе расскажешь. Вечером песни под гитару споешь, и уже друзья.

А бывает, не познакомишься, но запомнишь навек. Пришла я однажды на Откликной гребень с подругой. По дороге встретили пожилую пару. Таким бы отдыхать где-нибудь на даче или дома, у телевизора. А они, словно юные влюбленные, идут в горы. Решили подниматься вместе. Я восхищалась мужеством и легкостью, с которыми эти уже немолодые люди шли за нами. И по отвесным стенам лезли вместе, и через глубокие расщелины перескакивали. Мужчина заботливо помогал своей спутнице, а она доверчиво следовала за ним. Спустившись с горы, мы расстались. Я жалею, что не спросила их имен.

Особое уважение у меня вызывают школьники и ребята из туристических клубов. По 20-30 человек, в кроссовках, с тремя взрослыми, дети покоряют горы.

Бывают на Таганае люди, к которым не подходит обычное слово "турист". Их можно узнать по лицу, продубленному ветрами и морозами. Мне повезло: я встретила настоящего "снежного барса". "Снежными барсами" становятся люди, сумевшие забраться на высоту восемь километров, где только камни, лед, снег, да пронзительный ветер гоняет разреженный воздух. В Челябинской области таких немного. Поэтому в приюте "Таганай", где я ночевала, весть о "снежном барсе" из Златоуста разнеслась сразу. Говорили, что "барс" Сергей Соколов пришел на Таганай отдохнуть, а через неделю собирается на Эверест, где отметит свой 60-летний юбилей. С "барсом" я, конечно же, познакомилась. Рюкзак, гитара, обернутая желтой пленкой от сырости, две, похожие на лыжные, специальные горные палки с регулируемой высотой. На вопрос, берет ли он с собой на вершины женщин, Сергей с улыбкой посмотрел на свою попутчицу Ольгу. Нет, в серьезные восхождения он предпочитает идти с мужчинами. Страшно в горах? Да, страшно. Порой только страховочный трос отделяет от смерти. О своих восхождениях Сергей рассказывал неохотно. Улыбался, говоря об удачных экспедициях, хмурился, вспоминая погибших в горах друзей. А потом попрощался и ушел в туман: на Круглице лежало облако.

Горы ошибок не прощают

Таганай - это иной мир со своими законами. За несколько часов здесь могут пройти все времена года: зимняя метель с ветром сменится мелким осенним дождиком, а потом вдруг засияет жаркое июльское солнце. Но эта приветливость - внешняя. Горы никому не помогают и никого не спасают. Каждый год на Таганае теряется больше десятка людей. Кто-то отстал от группы и заблудился в болоте. Кто-то в туман полез на вершину и поскользнулся на мокрых валунах. А кто-то повесился на дереве. Самоубийства происходят здесь почти ежегодно. В основном сводят счеты с жизнью молодые люди. В записках родителям пишут: "Меня не ищите, я далеко", а сами отойдут на два километра и - голову в петлю.

"Пропащими" туристами занимается спасатель по профессии, директор метеостанции "Таганай-гора" Геннадий Понизовский. Геннадий Михайлович знает все тропы (это он их метит туристическими бело-синими знаками) и предсказывает, куда могут направиться потерявшиеся. Но, несмотря на все усилия, ему нередко приходится доставлять в Златоуст тела неудачников. Спасатель с 25-летним стажем, Понизовский вспоминает историю о человеке, который потерялся в зимнюю метель. Его долго искали, звали, но нашли только весной в придорожной канаве. Видимо, турист, выбившись из сил, уснул и замерз. Старожилы утверждают: если не поддаваться панике, можно самостоятельно выбраться из леса. В начале этого лета группа журналистов из Челябинска, Миасса и Златоуста отправилась на метеостанцию "Таганай-гора". С собой взяли лошадь, которая потом сбежала. Ян Межень с радио "Восточный экспресс" и Сергей Сауткин из газеты "Миасский рабочий" отправились на ее поиски, заблудились и попали в Большое Моховое болото, которое, кстати, является пятым по величине в Челябинской области. До трех ночи они шли по бурелому, проваливаясь в жидкую болотную жижу. Ночевать пришлось здесь же. Только в час следующего дня грязные и уставшие журналисты вышли на людей. Теперь Ян рассказывает всем о семействе бобров и маленьком медвежонке, которых они видели в болоте, а Сергея называет своим болотным другом.

Были на Таганае и авиакатастрофы: в августе 1944 года на западном склоне хребта Малый Таганай и 30 декабря 1947 года на юго-восточном склоне Откликного гребня. Больше известно о второй трагедии. Самолет "Челябинск-Москва" вели опытные летчики, участники войны. Но из-за густого тумана и мокрого снега с дождем пилоты не справились с управлением, и самолет врезался в скальную стенку Откликного гребня. Погибли три члена экипажа и два пассажира - офицеры, летевшие в отпуск в Москву с Дальнего Востока.

Горы не прощают ошибок. Бывает, что оплошность людей становится смертельной для самих гор. Обычное бутылочное стекло может, как призма, собрать солнечные лучи и поджечь сухую подстилку леса. Сброшенный камень высечет искру, которая также станет причиной пожара. Ловля форели в реке Большой Киалим грозит истреблением этой формы благородного каспийского лосося. А реликтовый ельник на восточном склоне горы Ицыл является последним на Южном Урале. Темноствольные деревья, скрюченные сильными ветрами, растут там, распластав по земле корни.

Но люди умеют исправлять свои ошибки. В 1991 году Таганайский горный массив был признан национальным парком. Парк, рассчитанный на 50 тысяч туристов в год, сегодня посещает не более 12 тысяч. Лесничие прокладывают минерализованные противопожарные полосы, строят мосты через реки, расчищают стоянки. Недавно начался монтаж 80-метровой лестницы от Белого Ключа на Двуглавую сопку. Естественная тропа на Двуглавую эксплуатировалась более 200 лет, и сейчас по ней стало опасно взбираться. В мечтах у "таганайцев" строительство фуникулеров на вершины гор или хотя бы узкоколейки до приюта.

Слава "второй Швейцарии" давно разошлась по всему миру. Осталось малое: создать комфортные условия, которые удовлетворят не только российских, но и иностранных туристов. n